Типы профессий (по Е.М. Климову) По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:
|
Классы профессий (по Е.М. Климову) Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к 3 большим классам: узнать, преобразовать, придумать.
3. Изыскательные профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-нибудь изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И». Это профессии практического труда, их не надо смешивать с гностическими, которые связаны со специальными изысканиями (геолог). Например, закройщик в ателье индивидуального пошива должен каждый раз, приступая к работе, изменять свою деятельность, исходя из фигуры заказчика, фасона и ткани, т.е. фактически решать нестандартные задачи во время всего рабочего дня. Этот класс невелик по количеству профессий. |
Классификации профессий (по Е.М. Климову)
Классифи-кационный признак |
Виды и характер труда |
|||||
|
Т Человек-техника |
П Человек-природа |
Ч Человек-человек |
З Человек-знаковая система |
Х Человек-художественный образ |
|
Цель труда (классы профессий) |
Г Распознать Различить Определить Оценить Разобраться Проверить |
Пр Преобразовать Обработать Упорядочить Организовать Оказать влияние Обслужить |
И Изобрести Придумать Найти новый способ решения |
|||
Орудия труда (отделы профессий) |
Р Ручные (непосредственное выполнение функций) |
М Механизированные (управление машинами, механизмами) |
А Автоматизированные (управление станками, устройствами) |
Ф Использование функциональных средств организма |
||
Условия труда (группа профессий) |
М Условия с повышенным уровнем моральной ответственности |
Н Необычные условия труда |
Б Условия бытового типа |
О Работа на открытом воздухе |
||
Что влияет на выбор профессии: (по Е.М.Климову) Хочу Могу Надо Интересы Способности Мир профессий Склонности Состояние здоровья Необходимость профессии Что нужно делать для достижения цели |
||||||
Хочу Интересы, склонности Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем. Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности. Склонности к работе: С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду. С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники, сельскохозяйственное опытничество. С условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем. С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т. д. С растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке. Могу Способности, состояние здоровья Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности. Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект. Специальные способности –обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.). Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности. Способности проявляются и развиваются в деятельности. Надо Мир профессий, потребности общества в кадрах Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах. Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если: профессия выбрана в какой-либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей. |
||||||
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо:
|