1. Общие положения
Управляет работой по профессиональной ориентации школьников в в государственном учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Светлогорска» Совет по профориентации (далее Совет). Совет работает на общественных началах под руководством председателя - директора школы.
Деятельность Совета строится на основании нормативных правовых документов органов Республики Беларусь, приказов и распоряжений директора школы.
Совет работает по плану, разработанному на учебный год, заседания проводятся не реже одного раза в четверть.
2. Цели и задачи Совета профориентации
Основная цель школьного совета - воздействие на педагогический коллектив, учащихся, родителей, общественность для организации и координации их деятельности по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении с учётом личных интересов, способностей и возможностей, а также потребностей регионального рынка труда в кадрах.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Определить основные направления взаимодействия Совета с внутришкольными подразделениями и внешкольными организациями, участвующими в профессиональном самоопределении учащихся.
2. Разработать целевую программу профориентации и механизм управления по её реализации.
3. Создать оптимальные условия для формирования высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению школьников.
4. Разработать формы контроля за процессом подготовки к профессиональному самоопределению на уровне школы, класса и каждого учащегося.
3. Состав Совета профориентации
Состав Совета утверждается приказом директора школы на каждый учебный год в количестве не более 10 человек. В состав Совета входят:
1. Председатель Совета - директор школы.
2. Заместитель председателя Совета - заместитель директора по
воспитательной работе.
3. Секретарь Совета - заместитель директора по
воспитательной работе.
4. Члены совета:
· школьный психолог
· социальный педагог
· медицинский работник
· библиотекарь
· учителя технологии
· член Совета старшеклассников
· председатель Родительского комитета
В работе Совета принимают участие по мере необходимости руководители методических объединений, классные руководители, учителя-предметники, учителя начальных классов и др.
4. Направления деятельности Совета
Совет осуществляет работу по следующим направлениям деятельности:
· координация действий педагогических работников, родителей, общественности и др. в области профессионального самоопределения учащихся;
· планирование и организация общешкольных мероприятий по профориентации с учащимися, их родителями, а также научно-методической деятельности педагогических работников в пределах своей компетенции;
· обеспечение профориентационной направленности учебных планов и программ, воспитательно-образовательного процесса в целом;
· изучение и обобщение опыта психолого-профориентационной работы, внедрение достижений науки в практику воспитательно-образовательного процесса, организация мероприятий по обмену опытом;
· заслушивание на заседаниях отчётов членов Совета и других педагогических работников о состоянии, результатах и перспективах профориентационной работы с учащимися;
· обеспечение участия общеобразовательного учреждения в районных, городских, областных смотрах-конкурсах на лучшую постановку работы в области профессиональной ориентации учащихся;
· анализ деятельности Совета профориентации по выполнению плана профориентационной работы за учебный год.
5. Функциональные обязанности руководителей
и членов Совета профориентации
Директор школы организует и руководит школьным советом по профориентации. Контролирует выполнение решений вышестоящих организаций. Координирует деятельность всех звеньев системы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. Устанавливает связи с учреждениями профессионального образования, вузами, предприятиями, службой занятости и др. Обеспечивает необходимые условия для повышения квалификации педагогических работников по профориентационной работе с учащимися. Направляет работу общественности по оказанию помощи учащимся в выборе профессии. Вносит в вышестоящие органы предложения по совершенствованию подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Заместитель директора по учебной работе координирует деятельность методических объединений учителей в совершенствовании методики подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. Анализирует эффективность использования возможностей учебных предметов, факультативов, курсов. Координирует работу по предпрофильной подготовке, по формированию профилей. Вносит предложения по реализации в лицее профориентационных, элективных курсов для старшеклассников. Организует повышение квалификации учителей, руководителей предметных кружков, курсов по выбору. Осуществляет связи с научными центрами по данной проблеме. Организует изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта профориентационной работы.
Заместитель директора по воспитательной работе координирует профориентационную работу школы, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования, родителей и общественности, руководителей методических объединений и учителей - предметников, классных руководителей, библиотеки по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению. Планирует и разрабатывает содержание, формы и методы профориентационной работы. Организует общешкольные профориентационные мероприятия. Контролирует участие педагогического коллектива в городских и областных массовых мероприятиях. Внедряет в практику работы передовой опыт профориентационной деятельности во внеурочное время.
Руководители методических объединений координируют работу учителей по профориентации учащихся в учебном процессе. Осуществляют методическую работу с учителями в данном направлении. Проводят семинары и другие мероприятия по содержанию, организации и методам профессиональной ориентации школьников. Разрабатывают методические рекомендации. Обобщают передовой опыт работы учителей - предметников по профориентационной работе с учащимися и их родителями. Готовят учителей к участию в городских, областных семинарах, педагогических чтениях, конкурсах по вопросам организации профориентационной работы.
Классные руководители координируют деятельность учителей, работающих в одном классе. Выявляют отношение школьников к различным видам трудовой деятельности. Обеспечивают участие школьников в массовых профориентационных мероприятиях. Совместно со школьным психологом и профконсультантом центра профориентации молодёжи и психологической поддержки населения изучают профессиональные интересы, склонности, способности учащихся, ведут соответствующую документацию.
Учителя - предметники осуществляют профессиональную направленность преподаваемых дисциплин. Используют возможности уроков для знакомства учащихся с отраслями экономики, основами современного производства, ведущими профессиями и специальностями. Выявляют совместно с классным руководителем интересы, склонности и способности школьников, профессиональные намерения и мотивы выбора профессии. Формируют профессионально важные качества, позитивное отношение к учебному и физическому труду, профессиональной деятельности. Проводят с родителями учащихся индивидуальные и групповые беседы по развитию и формированию познавательных и профессиональных интересов их детей.
Школьный психолог выявляет условия, затрудняющие становление личности школьника посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает психолого - педагогическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других проблем. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психологического развития личности типу образовательной программы. Разрабатывает совместно с учителями развивающие психокоррекционные программы учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей школьников.
Библиотекарь осуществляет связь школьной библиотеки с детскими и массовыми библиотеками. Комплектует и систематизирует книги по вопросам профориентации и психологической поддержки. Содействует повышению педагогического мастерства учителей в вопросах подготовки учащихся к выбору профессионального пути. Знакомит школьников с профессиями на материалах художественной и научно-популярной литературы. Оформляет тематические выставки «Мир профессий», научно-популярной литературы по вопросам самопознания, самовоспитания, информационных уголков профориентационной направленности. Организует читательские конференции, диспуты, выставки и другие мероприятий, способствующие профессиональному самоопределению учащихся.
Медицинский работник изучает состояние здоровья школьников. Знакомит учащихся и их родителей с медицинскими аспектами выбора профессии. Осуществляет медицинские профконсультации для педагогического коллектива, родителей учащихся, учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья или выбирающих профессии, предъявляющие повышенные требования к психофизиологическим особенностям человека.