Государственное учреждение образования
«Средняя школа№2 г. Светлогорска»
Проект по организации шестого школьного дня
SPORT
CONCEPT
Авторы проекта:
Воронова Наталья Борисовна, Чеботарева Наталья Анатольевна, учителя начальных классов
Руководитель проекта:
Врублёвская-Ткаченко Ирина Эдеевна,
заместитель директора по воспитательной работе
Адрес: г. Светлогорск, ул. Титова,1
тел. 8(0234221289)
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 3
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 3
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 4
МЕТОДЫ И ФОРМЫ 4
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 5
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «SPORTCONCEPT» 7
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 27
|
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Одним из приоритетных направлений деятельности государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Светлогорска» является обеспечение эффективного функционирования воспитательного процесса в субботний день. На социальное воспитание, формирование личности, создание условий для реализации их способностей, сохранение здоровья учащихся направляются все ресурсы шестого школьного дня.
В современном социуме ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей, тем более процветающим становится само общество. Однако, по данным статистики Всемирной организации здравоохранения уже 70% от общего контингента школьников нуждается в коррекционной помощи. В настоящее время дети испытывают влияние многих неблагоприятных факторов: малоподвижный образ жизни, большие учебные нагрузки, неправильное питание, воздействие электромагнитных полей оргтехники и т.д. Все это вызывает необходимость формировать навыки здорового образа жизни у детей и подростков для эффективного противодействия неблагоприятным факторам. Поэтому первостепенная задача, стоящая перед педагогами, – это научить детей быть здоровыми и беречь свое здоровье.
Поэтому наш проект «SPORTCONCEPT» направлен на сохранение и укрепление здорового детского организма и создание необходимых условий для оздоровления учащихся через организацию различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в 6-й школьный день, в котором активное участие примут дети и их законные представители, педагоги, представители различных слоев социума.
УЧАСТНИКИ
Обучающиеся I ступени, классные руководители, законные представители учащихся, педагог-организатор, педагог-психолог, руководитель физвоспитания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Социальное, психологическое и физическое оздоровление учащихся через организацию игровых, познавательных, оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в 6-й школьный день.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
провести диагностическое исследование состояния уровня здоровья младших школьников на начало и конец учебного года;
организовать деятельность по вовлечению учащихся в объединения по интересам спортивной направленности;
создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей через организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
обеспечить максимальную занятость учащихся;
выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни учащихся.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
Критерии |
Показатели |
Уменьшение количества пропусков по болезни |
Увеличение процента посещаемости учащихся |
Повышение уровня физической подготовки |
Улучшение показателей двигательных способностей учащихся |
Эффективность организации досуга |
Увеличение процента учащихся, посещающих мероприятия 6-го дня |
Степень удовлетворенности родителей и детей организацией работы по формированию навыков здорового образа жизни в 6-й день |
Желание родителей принимать активное участие в жизни школы |
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Что должен делать человек, чтобы быть здоровым?
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Помогут ли занятия физической культурой и спортом укрепить и сохранить здоровье человека?
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
Для проверки своей гипотезы мы выбрали следующие методы исследования:
диагностика уровня здоровья и физического развития учащихся;
разработка плана проекта;
анкетирование родителей и учащихся (Приложения 1, 2);
исследование различных источников информации;
наблюдение;
консультации для родителей;
сбор информации.
Проект предполагает активизацию учащихся посредством вовлечения его в мероприятия, направленные на оздоровление. Такими мероприятиями являются:
психологические часы;
спортивные мероприятия (Приложение 3) ;
игры на свежем воздухе (Приложение 4);
походы-однодневки;
культурно-массовые мероприятия (Приложение 5);
беседы, лекции о здоровом образе жизни (Приложение 6) и другое.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Август 2021г. – июнь 2022г.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Условием успешной реализации проекта являются следующие ресурсы:
помощь родительского комитета;
партнерство со специалистами здравоохранения, работниками библиотеки, городским центром культуры, СДЮШОР;
нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее работу учреждений образования в шестой школьный день, методические рекомендации, сценарные разработки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
Название этапа |
Сроки реализации |
Содержание этапа |
1. |
Подготовительный |
сентябрь 2021г. |
Отбор и анализ психолого-педагогической литературы. Изучение методических рекомендаций. Анкетирование, наблюдение, анализ.
Подготовка участников проекта, условий для реализации проекта Диагностика уровня здоровья учащихся Тестирование уровня физической подготовки учащихся Разработка сценариев мероприятий |
2. |
Основной |
Октябрь 2021г. – май 2022г. |
Документальное оформление проекта. Организация деятельности объединений по интересам. Консультации для педагогов. Обновление информации на информационном стенде. Проведение мероприятий: спортландии, соревнования; турниры; уроки Айболита; встречи с медработниками, библиотекарем, работниками ГЦК; викторины, конкурсы; турпоходы. Формирование банка сценариев и методических разработок по организации и проведению мероприятий в шестой день. |
|
Заключительный |
Май- июнь 2022г. |
Анализ результативности работы объединений по интересам Тестирование уровня физического развития Круглый стол «Удачи и неудачи проекта» Проведение «Олимпийских игр» Популяризация эффективного проведения мероприятий шестого школьного дня |
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «SPORTCONCEPT»
Дата |
Мероприятие |
Сентябрь |
|
1-я неделя |
Спортландия «Быстрые, ловкие и смелые» |
2-я неделя |
Тимбилдинг |
3-я неделя |
Беседа «Что значит вести здоровый образ жизни?» |
4-я неделя |
Игра на местности с элементами ориентирования «В поисках чуда» |
Октябрь |
|
1-я неделя |
Парад открытия Олимпийских игр |
2-я неделя |
Аттракцион «Чей метеорит дальше улетит?» |
3-я неделя |
Игра-интрига «Загадочные письма» |
4-я неделя |
Физкультурный праздник «Путешествие в мир сказок» |
Ноябрь |
|
1-я |
Викторина «Правильное питание—залог здоровья» |
2-я неделя |
Спортивная игра «Зов пущи» |
3-я неделя |
Игра-путешествие в Олимпию |
4-я неделя |
Спортивно-массовое мероприятие «День здоровья» |
Декабрь |
|
1-я неделя |
Спортивный праздник «Быстрее! Выше! Сильнее!» |
2-я неделя |
Спортивное мероприятие «Весёлые старты» |
3-я неделя |
Конкурсная игровая программа «В гостях у зимушки –зимы» |
4-я неделя |
Спортивный праздник «Новый год в «Клубе юных олимпийцев» |
Январь |
|
1-я неделя |
Турнир «Самый меткий» |
2-я неделя |
Час подвижных игр «В движенье жизнь, мой друг…» |
3-я неделя |
Игра «Защитники снежной крепости» |
4-я неделя |
Лыжные гонки |
Февраль |
|
1-я неделя |
Спортивный КВН |
2-я неделя |
Спортивно-оздоровительное мероприятие «Путешествие по станциям» |
3-я неделя |
Спортивное состязание «Сильные ребята— здоровые ребята!» |
4-я неделя |
Конкурсная программа «Мальчишки могут всё!» |
Март |
|
1-я неделя |
Спортивное мероприятие «Мы со спортом очень дружим» |
2-я неделя |
Спортивный экспресс |
|
Познавательная игра на местности «Магия чисел» |
4-я неделя |
Аттракцион «Кто самый ловкий?» |
Апрель |
|
1-я неделя |
Беседа «Если хочешь быть здоров—закаляйся!» |
2-я неделя |
Спортивный праздник «Мама, папа, я—спортивная и дружная семья» |
3-я неделя |
КТД «По следам кладоискателей» |
4-я неделя |
Футбольный фристайл |
Май |
|
1-я неделя |
Спортландия «Весёлая дорога здоровья» |
2-я неделя |
Поход «По местам боевой славы» |
3-я неделя |
Спортивно-игровой праздник «Стартуют все!» |
4-я неделя |
Итоговая спортивно-оздоровительная программа «Олимпийские игры: в лучах победы» |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
повышение мотивации учащихся для сохранения и укрепления своего здоровья;
повышение активности участия родителей в воспитательных мероприятиях в шестой школьный день;
приобретение навыков здорового образа жизни и стойкого убеждения о необходимости бережного отношения к здоровью;
максимальная занятость учащихся в шестой школьный день;
повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
реализация личностных интересов, приобретение позитивного опыта общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье»
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? ( Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? ( Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? ( Да, нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? (Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их. (Да, нет)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаёте каким то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье? (положительно, отрицательно)
8. Что вы считаете здоровым образом жизни? (Дайте своё определение)
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? ( Да, нет)
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? ( Да, нет)
11. Как закаляется Ваша семья?
воздушные ванны (прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком
другое
12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? ( Да, нет, иногда)
13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)
15. Каким видом спорта занимается Ваша семья? (Перечислите подробно)
16. Есть ли в семье спортивный уголок? (да, нет, хотелось бы)
17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)
18. Часто ли болеют члены Вашей семьи? ( Да, нет, затрудняюсь ответить)
19. Часто ли болеет Ваш ребёнок? ( Да, нет)
20. Каковы причины болезни Вашего ребёнка? ( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность )
21. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)
Дата………………………. Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для обучающихся по основам здорового образа жизни
Вопросы анкеты |
Да |
Нет |
Не совсем (не всегда) |
|
1 |
Считаешь ли ты себя здоровым человеком? |
|||
2 |
Часто ли ты болеешь? |
|||
3 |
Чистишь ли ты зубы два раза в день? |
|||
4 |
Моешь ли ты руки перед едой и приходя с улицы? |
|||
5 |
Делаешь ли ты по утрам зарядку? |
|||
6 |
Достаточное ли количество времени ты проводишь на свежем воздухе? |
|||
7 |
Много ли времени ты проводишь, сидя за компьютером? |
|||
8 |
Занимаешься ли ты активными видами спорта или танцами? |
|||
9 |
Полноценно ли ты питаешься? |
|||
10 |
Принимаешь ли ты в течение года витамины? |
|||
11 |
Ложишься ли ты спать всегда в одно и тоже время? |
|||
12 |
Чувствуешь ли ты себя уставшим за день? |
|||
13 |
Пробовал ли ты курить? |
|||
14 |
Пробовал ли ты когда-нибудь пиво или другие алкогольные напитки? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Спортивное мероприятие «Мы со спортом очень дружим»
Цели:
пропаганда здорового образа жизни;
развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой;
воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Инвентарь: кегли, обручи (6 шт.), цветные резиновые мячи (2 шт.), спортивные скамейки, скакалки (2 шт.), воздушные шарики, ракетки (2 шт.), свисток.
Оборудование: музыкальные записи на спортивную тему, плакаты, воздушные шары для украшения зала.
Подготовительный этап
Классным руководителям дано поручение выбрать представителей от класса, которые будут принимать участие в соревнованиях, подготовить домашнее задание – визитную карточку своей команды (эмблема, девиз, название, форма). Подготовить плакат на спортивную тему для украшения зала.
Организаторам соревнования определить состав жюри, подготовить зал к мероприятию, определиться с награждением команд.
Классам было дано задание подготовить музыкальный номер, подготовить речёвки и стихотворение о спорте.
Ход мероприятия
Звучит музыка на спортивную тему. В это время в зал заходят команды участники.
Ведущий.
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься нужно нам!!!!
Вступительное слово. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня в нашем спортивном зале. Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – «Весёлые старты» и наш спортивный зал превращается в весёлый
стадион. Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте.
Выступление учеников 4- х классов.
1 ученик.
Если хочешь стать умелым,
Сильным, ловким, смелым,
Научись любить скакалки,
Обручи и палки.
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай.
Вот здоровья в чем секрет -
Всем друзьям – физкульт-привет!
2 ученик.
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом очень дружим.
Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт-ура!
3 ученик. В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучен,
Проживёшь 100 лет –
Вот и весь секрет!
4 ученик.
Мы праздник дружбы, спорта открываем.
Спортивный праздник закипит сейчас!
Мы спортом дух и тело развиваем,
Он наполнит силой каждого из нас!
5 ученик.
По плечу победа смелым.
Ждёт того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
6 ученик.
На спортивную площадку
Приглашаем мы всех вас!
Праздник спорта и здоровья
Начинаем мы сейчас!
Ведущий: Сегодня мы рады приветствовать дружные спортивные команды. Пришло время с ними познакомиться. В соревнованиях примут участие 2 команды
1 конкурс «Домашнее задание».
У участников было домашнее задание подготовить визитную карточку своей команды (название, девиз, эмблема).
Ведущий
Осталось представить жюри.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Судейской коллегией являются преподаватели нашей школы.
Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали – пора начинать соревнование!
1 конкурс – эстафета «Переправа»
Инвентарь: два обруча, две поворотные стойки на каждую команду.
По сигналу судьи игроки начинаются переправляться до другого берега при помощи двух обручей (перекладывая их вперёд и используя их как кочки, до поворотной стойки), обегают стойку и отдают два обруча следующему участнику. Выигрывает команда, которая быстрей закончит эстафету.
2 конкурс – эстафета «Скачки»
Инвентарь: большие мячи на каждую команду.
Прыжки на мяче (выполняются до поворотной стойки и обратно до пересечения финишной линии, после чего мяч передаётся следующему участнику). Выигрывает команда, которая быстрей закончит эстафету.
Пока жюри подводит итоги, выступают ученики 4 класса (музыкальный номер)
3 конкурс - «Смешанная эстафета»
Инвентарь: скакалка, обруч, две поворотные стойки по количеству команд.
Участник располагается на линии старта. По команде судьи участник бежит на середину зала, где лежит скакалка. Берёт её и выполняет 10 прыжков. Оставляет скакалку. Бежит до поворотной стойки, где лежит обруч. Проходит через обруч и возвращается обратно. Обегает поворотную стойку, находящуюся позади команды, передаёт эстафету касанием рукой руки стоящего впереди участника.
4 конкурс
Все знают, что спорт развивает ловкость и меткость. Следующий конкурс для болельщиков, который мы назвали «Газетон»
Ведущий.
Инвентарь: старые газеты, ведра.
Комментарий: Устали наши команды, преодолев такие препятствия. Давайте дадим им отдохнуть. В следующем конкурсе, который мы назвали «Газетон», примут участие ребята, поддерживающие ту или иную команду, наши болельщики.
5 конкурс-эстафета «Яичница»
Инвентарь: кегли, ракетки для бадминтона, шарики .
Комментарий: А сейчас конкурс-эстафета. Участвуют все члены команды. Наш конкурс называется «Яичница». Задача участников : добежать до определенного места, неся на ракетке шарик, и вернуться обратно, передавая эстафету следующему участнику.
Задача успеть приготовить яичницу раньше других - завершить дистанцию.
Комментарий: Спорт – это не только рекорды. Это, прежде всего, стартовая площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения.
6 конкурс- эстафета «Попади в цель»
Инвентарь: цветные резиновые мячи, обручи для команд.
Команда в колонне по одному, в руках у первого участника цветной резиновый мяч. По сигналу участник выполняет бросок мяча, стараясь попасть в лежащий на расстоянии 3 метров обруч. За каждое попадание начисляется 1 очко. Выигрывает команда, которая за одну минуту наберёт больше всех очков.
7 конкурс - «Тоннель»
Участвуют все члены команды. Задача каждого участника пройти тоннель как можно быстрее, обежать кеглю и вернуться в команду.
Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим музыкальный номер от учеников 3 класса.
Ведущий.
Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровье укреплять,
Мышцы крепче накачать.
Всем ребятам мы желаем
Не стареть и не болеть,
Больше спортом заниматься
И в учёбе не отстать!
Предоставляем слово нашему уважаемому жюри, которое подведет итог наших соревнований и наградит победителей.
Участникам вручаются грамоты и призы.
Ведущий.
Наши соревнования подошли к концу. Но думаем, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения. Спасибо нашим командам за участие, за их мужество. Спасибо всем, кто пришел сегодня на наше спортивное мероприятие : участникам, жюри, учителям, болельщикам.
Успехов всем, удачи, крепкого здоровья и отличного настроения!
Спортивный праздник «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Цель: улучшение субъективного самочувствия, укрепление физического и психического здоровья, создание условий для творческой самореализации
Задачи:
пропаганда здорового образа жизни;
организация полезного проведения свободного времени;
формирование навыков работы в команде, обогащение навыков общения, опыта публичных выступлений, социального взаимодействия;
укрепление сотрудничества учащихся и педагогов.
В день, когда проходят «Великие состязания», выбирается первоклассник, который во время урока вбегает в каждый из классов-участников с мячом и запиской в руках и кричит:
– Вы слыхали, что молния сверкала и как что-то упало. Смотрю по сторонам, мяч баскетбольный лежит, а на мяче записка (показывает записку и читает):
Славные ребята, прекрасные девчата, вы знаете о новых нормативах?
Ведь сегодня состязания и по бегу, и метаниям.
Подготовят вас они, к сдаче норм, быстрей беги
Место в зале занимай, за команду выступай.
Состязания начнутся сразу после уроков на нашей славной арене спортзала.
Начало праздника
В назначенное время классы собираются у спортзала со своими классными руководителями. Звучат фанфары, и классы друг за другом заходят на линейку, где уже стоят богини Фемида, Артемида и ведущий.
Ведущий: В старину, в античном мире,
25 веков назад,
Города не жили в мире,
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Пусть сдают все нормативы,
Кто отважен и силён.
Для сражений мирных будет
« полем боя» Стадион! Фемида: Ребята! Внимание!
Артемида: Час настал!
Богини вместе: Встречайте Главного арбитра!
Звучат фанфары. Входит Главный арбитр, делает круг по залу мимо всех участников.
Главный арбитр: Приветствую вас, славные дети отцов своих! Увидеть хочу, как подготовились вы. Готовы ли вы состязаться друг с другом? «Великие состязания» включают:
– бег в мешках
Каждый из участников поочередно пробегает в мешке свой этап, выигрывает команда, первой закончившая состязание
– езда на колесницах
Участники команды делятся на пары. Один из пары становится конем, другой наездником. Обруч одевается коню на пояс, наездник держится за обруч. Во время проведения состязания отцепляться нельзя. Пары из каждой команды поочередно проходят свой этап, выигрывает команда, первой закончившая состязание.
– прыжок в длину
Каждый из команды поочередно выполняет прыжок в длину, с места участника впереди стоящего. Выигрывает команда, которая прыгнет дальше всех.
– метание мяча в цель
Каждый из участников команды подбегает к месту метания и старается попасть в цель (на усмотрение организаторов- нарисованный круг, обруч и т.д.). Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий в цель. У каждой команды по 3 мяча.
– борьбу (перетягивание каната).
Выигрывает команда, перетянувшая на свою сторону соперника.
Я желаю и повелеваю: «Пусть лучшие спортсмены покажут и докажут, что они достойны своих предков и могут в честной борьбе достичь высоких результатов, за что будут награждены лично мной медалью,
славою и почётом своих поклонников.
Слушайте и клянитесь:
– В день этот собрались мы в зале померяться силой спортивной, умением (клянёмся).
– Клянёмся, что будем всегда благородны к соперникам нашим (клянёмся).
– К судьям внимательны, честны и добры (клянёмся).
-Будем верны традициям наших выпускников (клянёмся)»
Звучит песня Муслима Магомаева «Герои спорта».
Появляется девочка с факелом, а за ней четыре девочки несут олимпийский флаг. Они встают рядом с Главным арбитром и богинями, только с другой стороны.
Ведущий: Расправляет крылья олимпийский флаг!
Шагай вперёд, Беларусь!
Ведь спорт нам друг, не враг!
(Звучит гимн Республики Беларусь).
Главный арбитр: Теперь у нас всё готово для начала состязаний. Я желаю узреть, так ли вы честны в состязаниях, как сейчас клялись. Объявляю «великие состязания» открытыми.
Звучит марш. Судья строит команды на подготовленные места. Главный арбитр садится на трон, богини стоят рядом с одной стороны, девочки с флагом и факелом – с другой.
Главный арбитр: Игры будут состоять из пяти видов. Первый – «Бег в мешках».
Так он объявляет начало каждого состязания, по его окончании называет победителя и награждает грамотой. После последнего вида («Перетягивание каната») определяется абсолютный чемпион – команда победительница, которая набрала больше первых мест. Она награждается медалями, в её честь исполняется танец, песня. Команда проходит под аплодисменты всех участников и болельщиков круг почёта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижные игры для детей
Детские игры на свежем воздухе – одно из самых полезных времяпровождений. Они способствуют укреплению здоровья ребенка, его позитивному настроению. Также, поскольку многие из этих игр – командные, они развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам. Эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни.
Зайцы и огородник
Из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (очерчивается круг диаметром до полутора метров), а с другой (на расстоянии около десяти метров) – «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра). Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растет морковь и капуста. По сигналу ведущего «зайцы» выпрыгивают из своих норок и устремляются на «огород» лакомиться овощами. По следующему сигналу ведущего на «огород» выбегает «огородник» и пытается поймать «зайцев», которые норовят укрыться в своих «норках». Пойманным «заяц» считается тогда, когда до него дотронулась рука «огородника», он выбывает из игры. Побеждает самый шустрый «заяц» и самый ловкий «огородник».
Змейка
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь.
Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.
Правила:
1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
2. Необходимо точно повторять движения ведущего.
3. Ведущему не разрешается бегать быстро.
Играть в змейку можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, необходимо учить детей придумывать интересные ситуации.
Например, ведущий произносит имя последнего играющего, названный ребенок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота.
Можно по сигналу ведущего разбежаться, потом быстро восстановить змейку.
Бабочки, лягушки, цапли.
Дети свободно бегают на лугу. По сигналу взрослого они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по лугу и произвольных направлениях.
Гуси, гуси!
На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да.
Пастух. Так летите.
Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.
После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.
Вдвоём одну верёвку (весёлое состязание)
Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя. Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили верёвку раньше времени, воспитатель вслух считает обороты: «Раз, два!». После счёта «Два» можно сесть на стул и попытаться вытянуть верёвку.
Лягушки-Квакушки
Перед началом игры по считалочке выбирают старшую «лягушку». Все остальные игроки выполняют роль маленьких «лягушек». Старшая «лягушка» должна перевести маленьких из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Маленькие «лягушки» следуют за ней, при этом приседают, опираясь руками о землю. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на коленях, потом на поясе, прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через заранее подготовленные препятствия, например палки, или запрыгает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами. Все «лягушки» вслед за ведущей «лягушкой» повторяют эти движения.
Прискакав в другое болото, «лягушки» поднимаются во весь рост и говорят: «Ква-ква-ква». Потом выбирают другого ведущего и игра повторяется.
Правило: маленькие «лягушки» должны точно следовать за ведущим.
Игра будет интересней и занимательней тогда, когда старшая «лягушка» будет делать больше самых разнообразных движений и перепрыгиваний.
Козы и Волки
По считалочке выбирают двоих водящих. Они играют роль волков. Все остальные участники являются «козами». Поперек площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 1—1,5 м. Ими обозначен ров. Во рву находится «волки». «Козы» же стоят за чертой вдоль боковой границы площадки.
После того как все участники займут свои места, воспитатель говорит: «Козы, мои козы, идите в поле, покушайте травки». После этих слов «козы» выбегают из дома в поле, расположенное за линией на противоположной стороне зала, и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки» не выходят изо рва, бегают вдоль него и стараются поймать «коз».
Тот участник, кого осалил «волк», обязан остановиться и ждать, пока воспитатель отметит количество пойманных «коз» и снова не допустит их к игре.
Согласно правилам, одна, пара «волков» водит три перебежки. Выигрывают «волки», поймавшие большее количество «коз», и игроки, не попавшиеся «волкам».
Аисты
На площадке чертят несколько кругов диаметром 1 м. Их число должно равняться числу участником игры, не считая водящего.
Выбранный водящий считается «аистом» без «гнезда». Остальные участники становятся на одной ногe возле своих «гнезд». По сигналу воспитателя «аист» без «гнезда» на одной ноге стремится запрыгнуть в один из кругов. Как только ему это удается, два других игрока обегают на одной ноге с разных сторон все «гнезда» и стремятся занять свободный круг. В это время остальные игроки могут стать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, останется в нем, а второй игрок становится водящим.
Правило: «аист» без «гнезда» не может занять круг того игрока, с которым он только что состязался.
Воробышки
На земле или на асфальтированной площадке чертят круг диаметром 5—8 м. По считалке выбирают одного водящего. Он в игре должен выполнять роль большой птицы. Остальные игроки являются «воробышками». «Воробышки» располагаются за кругом, водящий встает в середину круга.
«Воробышки», прыгая на двух ногах то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Это значит, они клюют зерна.
«Большая птица» караулит зерна и не должна позволять «воробышкам» клевать их. Как только «воробышек» окажется в кругу, водящий должен осалить его. «Воробышек», которого «клюнула» «большая птица», продолжает играть. Участники стараются подольше побыть в круге, увертываясь от «большой птицы».
Воспитатель отмечает тех участников, которых «птица» коснулась рукой.
Выигрывает тот, кого ни разу или меньшее количество раз коснулась «большая птица».
Игра может продолжаться до тридцати секунд. Ее можно повторять несколько раз с небольшими перерывами для отдыха.
Пчелки
Все играющие, кроме трех водящих, встают за условную черту.
Впереди за 15—20 м ставят стойку для прыжков, которая выполняет роль елки. За стойкой находятся трое водящих, так называемые пчелки.
Разучив куплеты, играющие выходят из-за черты вперед, высоко поднимая колени со словами:
«Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал — не споткнулся, не упал».
Проговорив слова, они останавливаются вблизи елки;
«Глянь — дупло высокой елки (показывают, поднимая ноги и вставая на носки, как высокая елка). Вылетают злые пчелки!»
«Пчелки» начинают кружиться вокруг елки и, подражая полету движениями кистей рук, согнутых в локтях, произносят: «Ж-ж-ж, мы пчелки кусачие».
Остальные играющие говорят: «Быстроногих не догнать, нам не страшен пчелок рой, убежим сейчас домой».
После того, как сказано последнее слово, они убегают за черту, «Пчелки» бегут вслед за ними, стараясь осалить или «ужалить».
Те, кого осалили до черты, считаются «ужаленными». Потом назначаются по считалке новые «пчелки». Прежние становятся к остальным играющим.
Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто ни разу не был «ужален» или с кем это случилось меньшее количество раз, Его провозглашают самым быстроногим.
Выше ноги
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.
Игры с мячом:
Съедобное — несъедобное
Играть в эту игру можно даже с трехлетними малышами. Станьте с ребенком на некотором расстоянии друг от друга. Бросайте ребенку мяч и называйте любой предмет. Если он съедобный – ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить.
Существует множество вариантов этой игры, направленной на развитие речи ребенка:
«Животные и их детеныши»
«Кто как разговаривает»
«Кто где живет»,
«Кто как передвигается»
«Скажи ласково»
«Противоположности»
«Из чего сделано»
«Лови да бросай – цвета называй»
«Третий лишний»
«Какой по форме»
«Один – много» (множественное число)
Детский боулинг
Увлекательная игра, развивающая ловкость и координацию движений.
Отмечают двумя линиями "поле". Длина поля зависит от возраста играющих детей. За одной чертой устанавливаются кегли (3 штуки). Можно взять и покупные детские пластиковые кегли, но проще всего воспользоваться небольшими пластмассовыми бутылками от минералки или газировки.
Играющие становятся за чертой с другой стороны поля. Каждый пытается сбить все кегли мячиком, причем мячик можно и бросать, и катить, по желанию играющего.
За каждую сбитую кеглю ребенок получает очко - фантик или цветной квадратик бумаги. После броска кегли устанавливаются на место, и ход переходит к следующему игроку. Игра заканчивается, когда закончатся заранее приготовленные фантики. Кто набрал их больше всего, тот и победитель.
«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)
Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.
Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.
Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.
«Стой!»
Выбирают водящего, остальные дети становятся вокруг него. Они начинают перебрасывать мяч друг другу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытается перехватить мяч на лету или в руках у любого игрока. Если ему это удалось, то на место водящего становится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.
Если во время игры мяч упадет, то все игроки быстро разбегаются в разные стороны, пока водящий не успел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стой!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продолжается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Лекция для родителей
«Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»
Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Школьные годы - очень важный период в жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка. Вместо полной свободы движения его ждёт сидение часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется ещё умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребёнка заставляют выполнять определённые задачи, сосредоточивать внимание на определённых предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать своё внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелёгких задач, требующих умственного напряжения.
Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима в семье. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея физические недостатки, или они развиваются у них в первые годы учёбы. Таким детям трудно учиться.
Младший школьный возраст - это период перехода от детства к зрелости. В этот период происходит быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов. Этот процесс происходит на фоне умственного и психосоциального развития - ростом самосознания, перехода от конкретного к более абстрактному мышлению. Формируются навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем.
Ребенок испытывает потребность в знаниях о теле, биологии человека, проблемах здоровья и заболеваемости, а также поведенческой адаптации.
Ускоренным темпам роста и массой тела порой не соответствуют темпы развития грудной клетки, а также размеры сердца и других органов. Это создает предпосылки для нарушения осанки и деформации позвоночника.
В последнее время все большее внимание придается соответствию соматического здоровья и его соответствия паспортному возрасту, так называемый биологический возраст. То есть фактически достигнутый ребенком уровень морфо-функционального развития, соответствующий среднему для этой популяции уровню, характерного для этого хронологического возраста.
Центральная нервная система младшего школьника функционирует в измененных режимах гормональных влияний. Это неизменно сказывается на регулирующей функции высших отделов мозга, отражается на поведении ребенка, что проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, отражается на состоянии психофизиологических функций (неадекватность внимания, снижение работоспособности). Эти изменения носят функциональный характер и проходят по мере взросления.
У младших школьников отмечается более низкий уровень силы нервной системы, худшие показатели уравновешенности основных нервных процессов - отсюда неадекватная реакция на воздействие внутренних и внешних факторов.
Значительные изменения имеет функция сердечнососудистой системы: так объем сердца резко отстает от объема тела.
Довольно характерной является реакция у младших школьников на длительное стояние: побледнение кожи лица, сердцебиение, головокружение, тошнота, вплоть до кратковременной потери сознания.
Младший школьный возраст характеризуется лабильностью артериального давления.
Необходимо помнить, что и мышечная система у школьников развита слабо, особенно мышцы конечностей, что объясняется тонкостью мышечных волокон, бедностью их белком, большим содержанием воды.
Правильная посадка за столом означает, во-первых, сидеть на стуле во всей глубине так, чтобы спина упиралась в спинку стула; во-вторых, локти должны свободно располагаться на столе при прямом положении туловища, чтобы не приходилось нагибаться к столу или поднимать локти до уровня груди. Прямолинейная посадка на стуле рекомендуется и при просмотре кинофильмов, телевизионных программ.
Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей являются: принятие правильного положения тела во время длительного сидения; достаточная двигательная активность, недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора; предупреждение утомления.
Необходимо объяснить ребенку, что хорошая осанка нужна ему не только для красоты, но и для здоровья.
Родители, отдавая ребёнка в школу, должны заранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребёнка.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статистической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статистическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.
Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки.
В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников