Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 7 человек

Школьная служба медиации

Дата: 6 февраля 2020 в 16:56, Обновлено 1 июня 2021 в 09:04
Автор: Кохно Н. А.

Введение в медиацию. Особенности школьной медиации. Школьная медиация и другие методы разрешения споров. Определение необходимого способа реагирования на конфликты в школе. Основополагающие принципы школьной медиации. Значение каждого принципа медиации.

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

1.1         Школьная медиация и другие методы разрешения споров – традиционные и альтернативные:

Традиционные методы разрешения споров:

  1. Разрешение спора с позиции силы - суть подхода с позиции силы

состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса другой стороны в силе:

Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации:

- административно-карательный: вызов к директору, вызов на Педагогический совет, вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей.

- направление к психологу/социальному педагогу;

- стрелки (разрешение конфликта с помощью насилия);

- передача в органы школьного самоуправления;

- отсутствие реагирования

Что общего между этими методами? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение.

2. Разрешение спора с позиции права - это может быть применение закона в суде, арбитраже или третейском суде, каких-либо инструкций, нормативов, правил.

3. Разрешение спора с позиции интересов - Для того чтобы разрешить спор, стороны стараются определить то, что и послужило основанием для возникновения спора и, по возможности, удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.

Школьная медиация относится к 3 способу разрешения споров (с позиции интересов). Большое значение школьной медиации имеют воспитательные эффекты (восстановительные), предупреждение повторения подобного поведения в будущем. Суть восстановительного эффекта – в том, что ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к которым привело правонарушение, и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.

Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ (Медиация), где они смогут сами:

Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;

Самим найти устраивающие всех решения;

Осознать причину конфликта и понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

  1. Основополагающие принципы школьной медиации:

- Добровольность участия сторон;

- Информированность сторон;

- Нейтральность медиатора;

- Конфиденциальность процесса медиации;

- Ответственность сторон и медиатора;

- Заглаживание вреда обидчиком.

Служба примирения – организационная форма, в которой определено:

откуда поступает информация о конфликтах,

кто и где проводит встречи,

как реагирует администрация в случае примирения сторон,

как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,

какая будет документация и т.д.

Цель службы – улучшение отношений в школе и поддержка воспитательного процесса.

Задача службы – сделать так, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения.

Коммуникация в медиации.

Правила эффективного общения.

1.Способность быть открытым (доверие к собеседнику)

2. Слушать и слышать, что говорят другие

-активное слушание: (прием, который используется, чтобы облегчить общение, позволяет прояснить, что чувствует или думает собеседник, конкретизация, перефразирование, резюмирование);

-открытые вопросы (вопросы, приглашающие человека к разговору, побуждающие к высказыванию). Обычно начинаются со слов «что» или «как»);

-закрытые вопросы (не способствуют общению, а затрудняют его, потому что обычно на эти вопросы можно ответить одним-двумя словами, например, «да» или «нет»)

3. Невербальное общение (мимика и жесты)

Чтобы эффективно слушать, необходимо обращать внимание не только на слова, но и на поведение человека: как человек сидит или стоит, какое у него выражение лица и т.д. Овладев языком мимики и жестов других людей, мы сможем лучше их слушать, а овладев своим собственным языком мимики и жестов, мы сможем лучше общаться.

- положительные мимика и жесты (слегка наклониться к собеседнику, время от времени кивать головой, доброжелательно смотреть на собеседника). Это говорит о желании понять и быть понятым, позволяет людям понять, что вы слушаете их или стремитесь выслушать;

-отрицательные мимика и жесты (отворачиваться от собеседника, переключать разговор на другие темы, смотреть в сторону от собеседника, выражать скуку и т.д.)

4.Эмоции

Каждый человек уникален, поэтому для эффективного общения необходимо учитывать, что одни и те же эмоции разные люди выражают по - разному. Так, например, молчание, может означать самые разные вещи: гнев, усталость, недовольство, смущение, и т.д.

5. Я-высказывания

-позволяют брать на себя ответственность за собственные эмоции;

-дают возможность так выражать свои мысли и чувства, чтобы собеседник не чувствовал потребности защищаться.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.