Введение в медиацию. Особенности школьной медиации. Школьная медиация и другие методы разрешения споров. Определение необходимого способа реагирования на конфликты в школе. Основополагающие принципы школьной медиации. Значение каждого принципа медиации.
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
1.1 Школьная медиация и другие методы разрешения споров – традиционные и альтернативные:
Традиционные методы разрешения споров:
- Разрешение спора с позиции силы - суть подхода с позиции силы
состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса другой стороны в силе:
Возможные способы реагирования школы (не только взрослых) на конфликты и криминальные ситуации:
- административно-карательный: вызов к директору, вызов на Педагогический совет, вызов родителей, что ставит в непростую ситуацию родителей.
- направление к психологу/социальному педагогу;
- стрелки (разрешение конфликта с помощью насилия);
- передача в органы школьного самоуправления;
- отсутствие реагирования
Что общего между этими методами? Решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой навязывает им свое решение.
2. Разрешение спора с позиции права - это может быть применение закона в суде, арбитраже или третейском суде, каких-либо инструкций, нормативов, правил.
3. Разрешение спора с позиции интересов - Для того чтобы разрешить спор, стороны стараются определить то, что и послужило основанием для возникновения спора и, по возможности, удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.
Школьная медиация относится к 3 способу разрешения споров (с позиции интересов). Большое значение школьной медиации имеют воспитательные эффекты (восстановительные), предупреждение повторения подобного поведения в будущем. Суть восстановительного эффекта – в том, что ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к которым привело правонарушение, и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.
Встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ (Медиация), где они смогут сами:
Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
Самим найти устраивающие всех решения;
Осознать причину конфликта и понять, как избежать повторения конфликта в будущем.
- Основополагающие принципы школьной медиации:
- Добровольность участия сторон;
- Информированность сторон;
- Нейтральность медиатора;
- Конфиденциальность процесса медиации;
- Ответственность сторон и медиатора;
- Заглаживание вреда обидчиком.
Служба примирения – организационная форма, в которой определено:
откуда поступает информация о конфликтах,
кто и где проводит встречи,
как реагирует администрация в случае примирения сторон,
как осуществляется подготовка ведущих, как окружающие узнают про службу,
какая будет документация и т.д.
Цель службы – улучшение отношений в школе и поддержка воспитательного процесса.
Задача службы – сделать так, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения.
Коммуникация в медиации.
Правила эффективного общения.
1.Способность быть открытым (доверие к собеседнику)
2. Слушать и слышать, что говорят другие
-активное слушание: (прием, который используется, чтобы облегчить общение, позволяет прояснить, что чувствует или думает собеседник, конкретизация, перефразирование, резюмирование);
-открытые вопросы (вопросы, приглашающие человека к разговору, побуждающие к высказыванию). Обычно начинаются со слов «что» или «как»);
-закрытые вопросы (не способствуют общению, а затрудняют его, потому что обычно на эти вопросы можно ответить одним-двумя словами, например, «да» или «нет»)
3. Невербальное общение (мимика и жесты)
Чтобы эффективно слушать, необходимо обращать внимание не только на слова, но и на поведение человека: как человек сидит или стоит, какое у него выражение лица и т.д. Овладев языком мимики и жестов других людей, мы сможем лучше их слушать, а овладев своим собственным языком мимики и жестов, мы сможем лучше общаться.
- положительные мимика и жесты (слегка наклониться к собеседнику, время от времени кивать головой, доброжелательно смотреть на собеседника). Это говорит о желании понять и быть понятым, позволяет людям понять, что вы слушаете их или стремитесь выслушать;
-отрицательные мимика и жесты (отворачиваться от собеседника, переключать разговор на другие темы, смотреть в сторону от собеседника, выражать скуку и т.д.)
4.Эмоции
Каждый человек уникален, поэтому для эффективного общения необходимо учитывать, что одни и те же эмоции разные люди выражают по - разному. Так, например, молчание, может означать самые разные вещи: гнев, усталость, недовольство, смущение, и т.д.
5. Я-высказывания
-позволяют брать на себя ответственность за собственные эмоции;
-дают возможность так выражать свои мысли и чувства, чтобы собеседник не чувствовал потребности защищаться.