Примерный перечень документации для кабинета
профориентации
- Рабочие материалы кабинета по профориентации (планы работы, журнал учёта проводимых мероприятий, планы совместной работы по профориентации школы и районной службы занятости населения, всех типов учебных заведений района, центра профориентации).
- Материалы наблюдений за развитием личности учащихся, их интересов и склонностей, профессиональных намерений, психолого-педагогические характеристики.
- Картотека лиц, привлекаемых к проведению профориентационных мероприятий для учащихся (родителей, выпускников, представителей производственных коллективов и др.).
- Деловая переписка с учреждениями и организациями, с которыми кабинет профориентации поддерживает контакт. Тетрадь регистрации корреспонденции.
- Инвентарная книга кабинета, в которой содержится опись материальных ценностей.
Тематика рекомендуемых материалов
для кабинета по профориентации
- Перспективы развития предприятий и организаций города, их потребности в кадрах.
- Виды и формы профессиональной подготовки, группы высших и средних учебных заведений, сроки обучения в них, условия приёма.
- Статистические сведения о распределении выпускников школ по отраслям, предприятиям, специальностям, продолжении образования в специальных учебных заведениях.
- Связи школы с организациями народного хозяйства.
- Описание профессий, раскрывающих содержание труда рабочих.
- Материалы наблюдений за развитием личности учащихся (результаты опроса о профнамерениях).
- Материал, обобщающий опыт профориентационной работы педколлектива школы в содружестве с родителями, трудовыми коллективами, учебными заведениями. Данный материал может быть представлен в папках, альбомах, стенгазетах, приуроченных к датам профессиональных праздников.
- Тематика семинарских занятий педколлектива по повышению методического уровня профориентационной работы с учащимися.
- Планы работы по профориентации лучших классных руководителей.
- Тематика и методические разработки бесед, классных часов.
- Сценарии вечеров и викторин по профориентации.
Учёт эффективности работы кабинета по профориентации
В целях совершенствования профориентационной работы, выявления недостатков в организации и проведении различных профориентационных мероприятий и определения способов их устранения, необходимо вести учёт всех проводимых мероприятий.
В предлагаемую форму учёта включаются следующие графы:
- контингент участников и их количество;
- место проведения;
- затраты времени на подготовку;
- краткая характеристика подготовительного этапа;
- особенности проводимого мероприятия и его продолжительность;
- оценка итогов мероприятия.
Подробно описывается методика проведения мероприятия и его результаты.
Следует также вести учёт посетителей кабинета по профориентации по следующей форме:
- сведения о посетителях;
- причины посещения;
- содержание посещения и его продолжительность;
- чем интересовались посетители (вопросы);
- результаты посещения;
- предложения об улучшении организации работы с посетителями.
Наличие и использование таких учётных форм позволит не только совершенствовать методы проводимой работы, но и определить экономический и социальный выигрыш, который даёт профориентационная работа.
На основе полученных результатов решаются вопросы о преимущественном развитии или, наоборот, о некотором ограничении отдельных профориентационных мероприятий, изменении их содержания и структуры, о проведении исследований по наиболее перспективным направлениям.
Основные задачи кабинета
- Профессиональное просвещение школьников, их родителей, учителей, организация широкой пропаганды нужных городскому и районному хозяйству рабочих профессий.
- Ознакомление учащихся с условиями получения профессий в различных типах учебных заведений.
- Методическая помощь педагогическому коллективу в изучении профнамерений школьников для дальнейшего развития интересов, склонностей и способностей учащихся через кружки, факультативы, группы интересов и т.д.
- Организация процесса познания старшеклассниками своих склонностей, индивидуальных особенностей личности (темперамента, характера, способностей), важных при выборе профессии.
- Оказание методической помощи учащимся выпускных классов в принятии решения о выборе профессионального и жизненного пути, содействие выбору профессии.
- Регулярное проведение экскурсий учащихся на производственные предприятия и в учебные заведения различных типов, посещение «Дней открытых дверей» в учебных заведениях города, конкурсы мастерства профессий, «Дни (недели) профессий», круглые столы «Моё будущее», организационно-деловые игры «Мои жизненные планы» и т.д.
- Оказание консультативной помощи родителям в руководстве выбором профессии их детьми. Проведение индивидуальных и групповых справочно-информационных консультаций для родителей.
- Педагогическое и психологическое просвещение родителей, учителей и других лиц, содействующих учащимся в выборе профессии.
Основные функции кабинета
- Кабинет по профориентации должен быть методическим центром профориентационной работы в школе и осуществлять внедрение новейших достижений в области профориентации в практику работы учителей и администрации школы.
- Кабинет по профориентации должен быть материальной базой профинформационной, профвоспитательной, профдиагностической и профконсультационной работы в школе.
- Кабинет по профориентации должен оказывать информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям, специалистам, ответственным за профориентационную работу.
- Кабинет по профориентации должен выявлять интересы и склонности учащихся.
- Кабинет по профориентации может составлять описание профессий и разрабатывать профессиограммы в соответствии с требованиями рынка труда.
Оснащение и оборудование кабинета
- В кабинете концентрируются материалы о местных и других учреждениях образования (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы и т.п.).
- Сведения об организациях округа (о технике, технологии, экономике и организации производства, выпускаемой продукции, условиях труда и быта), характеристики рабочих профессий этих организаций (назначение, условия труда, требования, предъявляемые профессией к работнику, возможности профессионального и должностного роста).
- Справочная, научно-популярная и другая литература о профессиях, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства.
- Методические рекомендации органов образования по вопросам профориентации, образцы планов профориентационной работы классных руководителей, руководителей кружков, трудовых объединений школьников.
- Примерная тематика профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к личностным качествам работника, пути получения профессии и др.);
- Методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленностью, разработки бесед о профессиях, встреч с представителями различных профессий – рабочими и специалистами.
- Кабинет профориентации целесообразно оснастить следующим оборудованием:
- Мебелью для учащихся и учителя;
- Мебелью для хранения предметов учебного оборудования, материалов наблюдений за развитием личности учащихся, документации кабинета (шкафами, стеллажами, ящиками, полками);
- Комплектом технических средств обучения и воспитания;
- Приспособлениями для использования ТСО (экранами, подставками под аппаратуру и т.д.);
- Учебно-наглядными пособиями, в которые входят натуральные объекты (образцы сырья, полуфабрикаты и продукция базового предприятия, инструменты, средства труда представителей различных профессий, образцы изделий производительного труда школьников); объёмные макеты и модели технических установок, устройств; портреты, репродукции картин, фотографии, схемы, карты, плакаты, таблицы, диаграммы и т.п.; аудиовизуальные пособия (фонозаписи, кино- и видеофильмы, кинофрагменты); научно-популярная, художественная и справочная литература для учащихся, их родителей и педагогов школы; методические пособия по профориентации.
Рекомендации по оформлению уголка по профориентации.
Наглядное отражение профориентационной работы с учащимися в школе окажет неоценимое воздействие на активизацию работы как самих учащихся, так и педагогического коллектива и родителей.
Желательно, чтобы был изготовлен стенд (минимальный размер 1м. х 1 м.), который бы содержал следующие разделы и материалы:
- Название стенда.
- Список совета уголка.
- Информация районного центра занятости населения.
- График проведения индивидуальных и групповых консультаций.
- График проведения справочно-информационных консультаций
- Материалы об учебных заведениях.
- Литература по профориентации.
- Мир профессий (знакомство учащихся с профессиограммами).
- «Познай себя» (тесты на определение личностных особенностей учащихся).
Стенд должен регулярно обновляться (ежемесячно, ежеквартально); быть интересным и актуальным по содержанию.
Уголок профориентации можно организовать в кабинете психолога либо в фойе школы на первом этаже. Ответственность за создание и поддержание в актуальном состоянии уголка профориентации возлагается на специалиста, отвечающего за профориентационную работу в школе, а в совет работы данного уголка должны быть включены заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник, библиотекарь, психолог и социальный педагог, представитель базового предприятия, один из учителей трудового обучения.