Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Родительский университет

Дата: 9 октября 2014 в 22:09, Обновлено 19 ноября 2021 в 15:21
Автор: Бусел О. В.

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования

Авторы:

Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий      БГПУ,                             кандидат педагогических наук, доцент;

Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Минск 2020

 

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Авторы:

Мартынова    Вера    Васильевна,    декан    факультета    социально- педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Рецензенты:

кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);

директор государственного учреждения образования «Средняя школа

№ 153 г. Минска» М.И. Полещук

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При

 

этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
 
  • формирование  очной   и    дистанционной   форм   обучения   в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание   в    популярных   социальных   сетях    («ВКонтакте»,

«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

  1. Информационно-просветительское:
  • презентация      содержания      программы     и       мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
  • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
  • психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
  • гражданское: о путях развития образования, школы.
  • консультирование родителей по юридическим, психолого- педагогическим и другим проблемам.
  1. Содержательное:
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого- педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

  • на оценке родителями собственного жизненного опыта;
 
  • на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
  • на стабильном общении детей и их родителей;
  • на формировании атмосферы поиска новых знаний;
  • на    самосовершенствовании   родителей   через   осознание    ими индивидуального взгляда на ребѐнка;
  • на развитии творческих способностей членов семьи;
  • на умении видеть результаты развития детей;
  • на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учѐтом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

  1. ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
  2. ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
  3. ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии,   семинары-практикумы,   мастер-классы,   психологические
 

тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

  • формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
  • повышение интереса родителей к самообразованию;
  • удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
  • охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учѐтом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая,

психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально- психологической

дезадаптации. Помощь

ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум

/ вебинар

классный руководитель,

педагог- психолог,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-

гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у

первоклассника

ноябрь

беседа/ практикум

/ мастер- класс

классный руководитель, медицинский

работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи

январь

круглый стол/

дискуссия/

форум

классный руководитель

 

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у

ребенка желания трудиться

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции     в     нашей                      жизни. Значение                         эмоционально- чувственной       сферы                   для формирования                           полноценной личности.                            Рекомендации родителям        по                       развитию положительных                              эмоций

ребенка

апрель

семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

педагог- психолог

2

2-е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в

организации учебного труда

ребенка

октябрь

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила

здорового образа жизни.

декабрь

круглый

стол/

классный

руководитель,

 

Здоровье школьника и его

успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни

учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная

активность, положительные эмоции. Роль семьи в

физическом воспитании детей.

Кодекс семейного здоровья

семинар- практикум

/ вебинар

медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы             семейного неблагополучия. Семьи со скрытой                                                     формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое

здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

педагог- психолог, педагог

социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль

семьи в развитии

май

круглый стол/

форум/

дискуссия/

классный руководитель

 

работоспособности ученика.

Как научить современного ребенка трудиться

мастер- класс

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка.

Отметка и оценка знаний

учащихся. Критерии оценки.

Влияние оценки на

самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка

навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к

знаниям

сентябрь

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и

физиологические особенности третьеклассников.

Специфика                 развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка                                   младших

школьников

декабрь

лекция/ семинар- практикум

/ мастер- класс

педагог- психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование     умений      и

январь

беседа/

дискуссия/ практикум

педагог

социальный, медицинский

 

навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила   здорового   образа

жизни

работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха

школьника.

Сущность семейного общения. Семья           как                     система межличностных

взаимодействий. Общение как процесс                        взаимовлияния. Особенности            семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное

развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы

защищенности, тепла и любви

апрель

семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

педагог- психолог, педагог

социальный

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические

особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины

сентябрь

лекция/ вебинар

педагог- психолог,

медицинский работник

 

учебных неудач и успехов. Формирование произвольности

познавательных процессов: внимания, памяти.

Личностные особенности

младших школьников

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:

культура внешности, общения, речи. Эффективное общение:

основные составляющие

декабрь

круглый стол/

дискуссия/ форум/

семинар- практикум

классный руководитель,

педагог

социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на

организм и личность ребенка.

Плюсы и минусы

использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка

при работе за компьютером

февраль

конферен- ция/

круглый стол/

дискуссия/ форум/

семинар- практикум

педагог- психолог, классный

руководитель

 

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и

художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной

перегрузке в современном

мире

май

круглый стол/

дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа

взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный

руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-

классный

руководитель,

педагог-психолог, педагог социальный

 

нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребѐнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и

ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный

руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в

период летних каникул

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, инспектор по делам

несовершеннолетних

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

1

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности                                   адаптации

пятиклассников к школе

сентябрь

семинар- практикум

/ вебинар

классный руководитель,

педагог- психолог,

медицинский работник

1.2

Тема      2.      Ребенок      среди

ноябрь

круглый

классный

сверстников

стол/

руководитель,

Детский     коллектив     и     его

беседа/

педагог-

значение в развитии личности

семинар-

психолог,

школьника.            Потребности

практикум

педагог

ребенка      в      признании      и

социальный

самореализации.       Проблемы

лидерства.                    Развитие

способности к сотрудничеству

как предпосылка успешности в

жизни. Как помочь ребенку в

налаживании    отношений    со

сверстниками

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

февраль

лекция/

педагог-

 

Особенности               младшего

беседа/

психолог,

подросткового             возраста.

вебинар

педагог

Физическое,     психическое     и

социальный,

социальное развитие  младших

медицинский

подростков.                 Общение

работник

подростков со сверстниками и

взрослыми. Трудности и риски

младшего            подросткового

возраста

1.4

Тема 4. Меры наказания и

май

круглый

классный

поощрения в современной

стол/

руководитель,

семье.

дискуссия/

педагог

Вопросы дисциплины в семье с

форум/

социальный

младшими             подростками.

вебинар

Почему          не           работают

привычные методы воспитания.

Как стать подростку другом без

потери                 родительского

авторитета

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная

сентябрь

лекция/

педагог-

микросреда жизни и развития

беседа/

психолог,

ребенка. Нравственные и

вебинар

педагог

культурные ценности семьи.

социальный,

Ребенок и удовлетворение его

классный

потребностей         в         семье.

руководитель

Психолого-педагогические

факторы развития и воспитания

ребенка      в       семье.      Типы

 

семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как

основа воспитания ребенка

2.2

Тема 2. Профилактика

декабрь

семинар-

педагог-

проблемного поведения

практикум

психолог,

подростков.

/ вебинар/

классный

Отклоняющееся         поведение

психологи

руководитель

подростков.                    Формы

ческий

аддиктивного         (зависимого)

тренинг

поведения подростков (курение,

алкоголизм, наркомания и др.).

Причины                  зависимого

поведения.           Профилактика

зависимостей   в   подростковой

среде.     Роль     родителей     в

предупреждении

отклоняющегося        поведения

подростков.

2.3

Тема 3. Безопасность

март

круглый

педагог-

подростков в сети Интернет.

стол/

психолог,

Виртуальная            реальность:

дискуссия/

классный

возможности     и      опасности.

форум/

руководитель

Основные                       правила

семинар-

 

медиабезопасности                                              для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как   уберечь   ребенка   от

опасностей в социальных сетях

практикум

/ мастер- класс

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению

безопасности детей в летний

период

май

конферен- ция/

семинар- практикум

/ вебинар

педагог

социальный, медицинский работник

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и

физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14- летних подростков. Специфика развития внимания, памяти,

мышления. Половое созревание.

Здоровье школьника и его успехи в учѐбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог- психолог,

медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное        поведение

несовершеннолетних.  Факторы

ноябрь

круглый стол/ беседа/

вебинар

педагог

социальный,

инспектор по делам

 

и    причины      правонарушений.

Подростки «группы риска»

несовершен-

нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком- подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила

взаимодействия с подростком

февраль

конферен- ция/

дискуссия/ форум/

семинар- практикум

/психологи ческий тренинг

педагог

социальный, педагог- психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать                                   подростка обучением?   Мотивация   на

успех

апрель

беседа/ семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

классный руководитель,

педагог- психолог

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели   подросткового  периода.

октябрь

лекция/

беседа/ вебинар

педагог-

психолог, педагог

 

Постановка      целей      и                         их достижение.

Успеваемость в школе как один из        факторов            успешного

достижения целей

социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных                                    ситуаций.

Профилактика                                          основных рисков.                               Особенности виктимного                                           поведения

(поведения «жертвы»)

декабрь

конферен- ция/

форум/ семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог- психолог, педагог

социальный, инспектор по делам

несовершен- нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди

несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы

суицидального поведения у подростков. Индикаторы

суицидального риска. Профилактика суицидального

поведения

март

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

педагог- психолог, педагог

социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие                               «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты.    Развод    как

психотравмирующий   фактор.

май

круглый стол/

конферен- ция/

семинар-

практикум

педагог- психолог,

социальный педагог,

классный

руководитель

 

Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде

«родители-дети», причины их возникновения.                                   Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика                 детско- родительских конфликтов.

Школьные                                 конфликты. Культура поведения взрослых и детей   при   возникновении

школьных конфликтов

/психологи ческий тренинг

5

9-е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания                                                     возраста. Личностные особенности и особенности                                     общения. Возможные проблемы, внешние и   внутренние   конфликты,

отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен-

ция/ вебинар

педагог- психолог, классный

руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия.

Формы агрессивного поведения

подростков. Причины

ноябрь

беседа/ семинар-

практикум

/ вебинар

педагог- психолог, педагог

социальный

 

агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные                                                   способы преодоления агрессивности в поведении                                  подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного                                                поведения

подростка

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни:

вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор             риска                             для возникновения                                      вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье.                         Профилактика

вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/

семинар- практикум

педагог- психолог, классный

руководитель, педагог

социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и

возможности              учащихся.

апрель

конферен- ция/

форум/ семинар-

практикум

/ вебинар

педагог- психолог,

социальный педагог,

классный

руководитель

 

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство                                     родителей обучающихся с результатами диагностики                               склонностей,

способностей                            и

профессиональных интересов подростков

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание

детей

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, инспектор по делам

несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель,

медицинский

 

психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

педагог-психолог,

Подростковый возраст: проблемы полового

педагог социальный,

созревания

классный

Трудности общения. Конфликты между

руководитель,

подростками, основные причины конфликтов

медицинский

Любовь и дружба в подростковом возрасте

работник

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное

поведение

Особенности взаимоотношений между

братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между

родителями и детьми

Как   услышать  ребенка,   пока   он   не   стал

«трудным»?

8

Как    научиться    понимать    и     принимать

педагог-психолог,

подростка?

педагог социальный,

О родительском авторитете

классный

Конфликты с подростком: как вести себя в

руководитель,

конфликтных ситуациях?

медицинский

Подросток в социальных сетях: что делать?

работник

Как научить подростка быть ответственным за

свои поступки?

Домашняя      работа:      удовольствие      или

наказание?

 

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье

подростка?

9

Формирование            правосознания            и

классный

ответственности подростка за свои поступки.

руководитель,

Самооценка поведения

педагог социальный,

Как помочь подростку в выборе профессии?

педагог-психолог,

Как научить детей распоряжаться деньгами?

инспектор  по  делам

Свободное    время     и     его     значение     в

несовершеннолетних

формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация  свободного  времени   детей   в

период летних каникул

Ответственное       родительство      –       залог

благополучия семьи

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен- ные

1

10-е классы

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи.

Проблема здорового питания.

сентябрь

лекция/ беседа/

семинар-

практикум

педагог

социальный, медицинский работник

 

Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема

современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа

жизни. Режим дня

/ вебинар

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности                               юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить                          взрослеющему

ребѐнку

ноябрь

круглый стол/

дискуссия/ форум/ мастер- класс

педагог- психолог,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании

репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и

сексуальные отношения.

Рискованное поведение

молодежи. Незапланированная

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

педагог- психолог, педагог

социальный

 

беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и

репродуктивное здоровье

молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности

репродуктивного здоровья

1.4

Тема 4. Как помочь

старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности

старшеклассника   дома   и    в

школе

апрель

круглый стол/

дискуссия/ психологи ческий

тренинг, вебинар

классный руководитель,

педагог- психолог

2

11-е классы

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение

профессиональных

склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор

профессии. Роль родителей в

октябрь

семинар- практикум

/ форум/ вебинар

педагог- психолог, классный

руководитель

 

процессе выбора профессии и самоопределении

старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в

выборе будущей профессии

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного                                   развития старшеклассника. Интернет- зависимость.                     Пути профилактики и преодоления:

памятка для родителей

декабрь

конферен- ция/

беседа/ практикум

педагог- психолог, педагог

социальный, медицинский работник, инспектор по делам

несовершен- нолетних

2.3

Тема 3. Подготовка

старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина.

Формирование осознанного

отношения к вступлению в

март

круглый стол/

дискуссия/ форум/ вебинар

педагог

социальный, классный

руководитель

 

брак и будущей семейной жизни. Формирование

ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных

взаимоотношений и традиций в подготовке

старшеклассников к семейной

жизни

2.4

Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к

экзаменам?

Профилактика

экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику

справиться с тревогой

(мнемотехники, приемы

концентрации внимания и приемы расслабления в

стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к

экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам:

правила для родителей

май

семинар- практикум

/ мастер- класс/

психологи ческий тренинг

классный руководитель,

педагог- психолог,

медицинский работник

 

выпускников. Режим учебного труда и отдыха в

экзаменационный период

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная

гигиена

классный

руководитель,

педагог социальный, педагог-психолог,

медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в

формировании эстетических идеалов у старшеклассников

педагог-психолог, классный

руководитель,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних,

медицинский

 

Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность

старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

работник

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
  2. Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
  3. Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
  4. Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
  5. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
  6. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
  7. Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора

— Живые краски, 2013. – 55 с.

  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015,  №  82  //  Министерство  образования  Республики  Беларусь
 

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej- i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.

  1. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный  жизненный  цикл  развития  человека  /  И.Ю.  Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
  2. Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
  3. Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
  4. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
  5. Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнѐва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
  6. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
  7. Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
  8. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
 
  1. Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
  2. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
  3. Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
  4. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
  5. Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  6. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
  7. Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
  8. Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
  9. Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической  помощи  семьям  в  воспитании  детей  / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
 
  1. Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
  2. Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.
  3. Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный    ресурс].     –                   Режим    доступа:          http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:  учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова,  Е.  В.  Екжанова,  Е.  В.  Зырянова  и  др.;  под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
  6. Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
  7. Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов  социально-педагогической  и  психологической  службы
 

учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.

  1. Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
  2. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
  3. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.
  4. Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
  5. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
  6. Шнейдер,  Л.  Б.  Семейная  психология:  Антология  / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.
Комментарии:
Комментариев пока нет.
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.