Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 7 человек

Порядок проведения медиации.

Дата: 6 февраля 2020 в 17:00, Обновлено 3 ноября 2020 в 16:28
Автор: Кохно Н. А.
  • ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИАЦИИ (Классическая медиация).

  1. Вступительное слово медиатора.
  2. Презентация сторон.
  3. Формирование повестки дня.
  4. Выработка предложений.
  5. Подготовка соглашения.
  6. Выход из медиации.

Восстановительная медиация – заглаживание вреда обидчиком и определения обидчиком и «жертвой» своего поведения и действий в будущем это основное отличие от классической медиации.

Перед началом медиации всегда происходит сначала встреча с «жертвой» и обидчиком.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

На встрече с одной стороной

  1. Создание условий для диалога со стороной
  2. Начало диалога. Установление контакта
  3. Понимание личностного осмысления ситуации
  4. Поиск вариантов выхода
  5. Подготовка к встрече сторон

На встрече с двумя сторонами

  1. Создание условий для диалога между сторонами
  2. Организация диалога между сторонами
  3. Поддержка восстановительных действий
  4. Обсуждение будущего
  5. Заключение соглашения
  • ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА.

1-ый этап медиации – вступительное слово медиатора.

Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам:

- что такое процесс медиации,

Примерные вопросы:

- Известно ли Вам что-нибудь о медиации?

- Располагаете ли вы временем необходимым для проведения медиации, примерно 1,5-2 часа?

- Понятно ли сторонам что такое медиация, на каких принципах она построена?

- Понятно ли вам какую роль играет медиатор в медиации?

- Добровольно ли стороны пришли в процесс медиации?

- Надо ли еще кого-то пригласить, кто может помочь разобраться в возникшей проблеме?

- Согласны ли стороны с правилами проведения медиации и поддержания уважения и вежливости друг к другу?

- Готовы ли стороны обсуждать варианты выхода из сложившейся ситуации?

2-ой этап медиации – презентация сторон.

 На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации, а в школьной медиации с потерпевшей стороны. ,

Примерный перечень вопросов в презентации сторон:

- Уважаемые стороны(обращаться по имени), кто из вас начнет первым рассказывать свое видение сложившейся ситуации?

- Кто является инициатором обращения к медиатору? С того и начнем.

- Выслушаем сначала сторону которая потерпевшая.

- Раз вы самостоятельно не можете разрешить кому начинать, давайте потянем жребий.

- Спасибо за ваш рассказ, я сейчас попробую вкратце пересказать сказанное вами, если что то пропущу или скажу не правильно, вы меня поправьте, хорошо? И так, из сказанного вами……. Эхо-повтор

- Правильно ли я вас поняла, вы ………Эхо-повтор

- Я ничего не упустила, вы………Эхо-повтор

- Давайте послушаем вторую сторону (по имени!)

- Желаете ли вы что-либо добавить к сказанному?

3-ий этап медиации – дискуссия.

По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания. Вполне возможно, что стороны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, «сбросить» накопившиеся эмоции, т.е. применить технику «вентилирование эмоций», но не выпустить ситуацию из-под своего контроля.

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Спасибо стороны (по имени!), что были откровенны, смогли рассказать свою ситуацию, да, сложность есть, но сегодня вы здесь, для того что бы эту ситуацию разрешить, это так?

- Что вы ждете от сегодняшних переговоров?

- Как бы вы хотели, что бы ситуация разрешилась?

- Что бы вы хотели узнать друг у друга?

- Может у кого-то есть какие-либо предложения по выходу из проблемы?

- Давайте разберем, что конкретно вас волнует, почему именно так вы хотите поступить?

- А у вас есть, что сказать?

- Давайте эмоциональное состояние отпустим и перейдем к индивидуальной беседе.

4-ый этап медиации – кокус.

Т.е. беседа медиатора с каждой из сторон индивидуально. ,

Примерный перечень вопросов в кокусах:

- Сейчас мы остались одни и вы можете более открыто рассказать, что же вас волнует, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Сказанное вами сейчас, без вашего разрешения не будет мною передано второй стороне (по имени!).

- Что вы чувствуете в сложившейся ситуации?

- Каких конкретных действий вы ждете от стороны (по имени!)?

- Почему вы настаиваете именно так сделать?

- Что для вас важно? Почему?

- Что для вас неприемлемо? Почему?

- На какие уступки вы можете пойти?

- Что вы думаете надо сделать, что бы сторона согласилась на ваши предложения?

- Поставьте себя на место стороны (по имени!), как бы вы поступили?

- Важны ли для вас сохранения отношений со стороной (по имени!)?

- Желаете ли вы общаться со стороной (по имени!) в будущем?

- Что из сказанного вами, я могу донести до второй стороны (по имени!)?

- Желаете ли вы сами сказать свои предложения второй стороне (по имени!), или это сделать мне?

5-ый этап медиации – формирование повестки дня.

На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. ,

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Уважаемые стороны, я вас внимательно выслушала, вижу, как вас волнует данная ситуация, давайте определим, какие важные вопросы мы будем далее обсуждать, т.е. определим повестку дня.

- И так, на данный момент, главным вопросом является - …, какие еще вопросы вас волнуют?

- Чтобы было нам легче работать, давайте четко определим, какие вопросы мы будем сейчас рассматривать.

- Я правильно вас поняла, вас волнует вопрос о - ….., хотите еще что-то добавить?

- Спасибо, что определились с вопросами, теперь мы можем приступать к выявлению предложений по выходу из вашей сложной ситуации.

6-ой этап медиации – выработка предложений.

Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. ,

Примерный перечень вопросов в выработке предложений:

- Я правильно услышала (по имени!), вы предлагаете второй стороне (по имени!) - ….. (записать на бумаге предложение). Как вторая сторона к этому относится, почему? Какие есть предложения взамен этому?

- Не думали ли вы, что в данной ситуации можно было бы поступить другим образом (привести пример).

- В аналогичной ситуации, мои знакомые поступили так - … (привести пример).

- Какие есть трудности, что бы сейчас изменить ситуацию?

В случае агрессии сторон:

- Уважаемые стороны (по имени!), у вас осталось желание урегулировать спор?

- Вы не думали, какие могут быть последствия, если вы сейчас не договоритесь?

- Хочу напомнить вам, что вы давали обещание быть корректными и взаимно-вежливыми!

- Ваш крик не поможет решить вопрос.

- Никак не пойму, о чем вы??? (блокировка).

-Уважаемые стороны (по имени!)! Вы хозяева конфликта, я хозяин медиации. Давайте следовать правилам, которым вы дали согласие придерживаться.

- Вы занимаете жесткую позицию соперничества, поймите, у каждого искаженный взгляд на конфликт и каждый считает себя правым.

- Попробуйте успокоить ваши обиды и эмоции.

- В конце концов! Конфликт не может превращаться в смысл жизни!

7-ой этап медиации – подготовка соглашения.

 Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность.

Примерный перечень вопросов при подготовке соглашения:

- Устраивает ли стороны (по имени!) принятая договоренность по вопросу ?

- Каким образом вы будете выполнять данную договоренность?

- В какие сроки договоренность должна быть исполнена?

- Есть ли у вас возможность исполнить договоренность в установленные сроки?

8-ой этап медиации – выход из медиации.

Задача этого этапа – получение медиатором обратной связи о результатах работы. ,

Примерный перечень вопросов в этапе выхода из медиации:

- Скажите пожалуйста уважаемые стороны (по имени!), устраивает ли вы достигнутое соглашение?

- Как вы думаете, была ли полезна для вас медиация?

- Каковы ваши ощущения после того как ваша проблема разрешена согласно вашим желаниям и с учетом ваших интересов?

  • Правила бесконфликтного общения
  1. Обращайтесь к собеседнику по тому имени, как он вам сообщил
  2. Поддерживайте зрительный контакт, иначе собеседник может почувствовать себя отвергнутым.
  3. Общайтесь с реальным человеком, а не со своим представлением о нем, не делайте из него заранее своего врага.
  4. Придерживайтесь позиции «на равных», не подавляя другого и не проявляя слабость.
  5. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг Вас есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе.
  6. Потребуйте спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Отметайте эмоции вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».
  7. Не используйте конфликтогены – слова, действия, порождающее или способные привести к конфликту: незаслуженные и унизительные упреки, оскорбительные высказывания, др.
  8. Не давайте отрицательных оценок, а говорите я-высказываниями о своих впечатления. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
  9. Отражайте как эхо смысл высказываний и претензий партнера. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?». Спрашивайте, уточняйте, просите предоставить как можно больше деталей. Эта тактика устраняет недоразумения, демонстрирует внимание к человеку.
  10. Делайте паузы. Часто бывает, что вопрос задан, а ответ на него требует времени на размышление. Предоставьте его собеседнику.
  11. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только зрелые личности.
  12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!.. Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего.
  13. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
  14. Старайтесь поддерживать беседу в деловом формате ответственных за свои слова и поступки людей
 

Личность медиатора. Профессиональная этика медиатора.

Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Как может помочь медиатор, проводя школьную медиацию, подросткам – обидчику и потерпевшему в защите их прав?

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

- осознать причины своего поступка и его последствия;

- принести извинения;

- загладить причинённый вред;

- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

Потерпевшему:

- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

- убедить в том, что справедливость существует.

Итак, исходя из этого, задачи медиатора можно сформулировать следующим образом:

1. Снизить административные, карательные воздействия взрослых.

2. Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

3. Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний.

4. Помочь самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие основные принципы медиации:

- добровольности;

- добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;

- беспристрастности и независимости медиатора;

- конфиденциальности.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

- способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;

- внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

- не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

В профессиональной деятельности медиатор обязан строго придерживаться следующих международных стандартов поведения:

а) порядочность — медиатор должен соблюдать порядочность по отношению к себе, к участникам процесса.

б) концентрация — медиатор должен быть способным сосредоточиться на проблеме, поступке, обстоятельствах, с которыми сталкивается на данный момент.

в) быстрота и доступность — медиатор должен владеть умением ставить необходимые вопросы в подходящий момент для того, чтобы участники процесса смогли понять мотивы своего поведения.

г) снисходительность — медиатор должен выслушать и принять мнения сторон даже тогда, когда не согласен с ними.

д) доверие — медиатор является личностью, которая верит в способность сторон, что они могут что-то изменить.

е) уважение — медиатор должен уважать стороны и обеспечивать учтивые отношения между сторонами.

ж) терпимость — стороны не принуждаются к заключению соглашения о примирении в процессе урегулирования спора. Во время размышления сторон медиатор не вправе их торопить. Разрешение конфликта необходимо оставлять на рассмотрение сторон, тогда примирение будет более успешным и прочным.

з) симпатия — медиатор должен создавать благоприятный климат для благосклонности, понимания, проявления сочувствия в отношении сторон, ловкости и понимания эмоционального и социального положения.

и) способность хранить конфиденциальность известной информации.

к) коммуникабельность — умение создавать благоприятные условия для участников процесса.

Медиатор обучен:

- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;

- быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;

- быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;

- быть испытателем реалистичности и осуществимости высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными

- быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему;

- быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию;

- быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;

- содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению.

Процесс медиации считается эффективным, когда стороны удовлетворены мировым соглашением, процессом его достижения и путем ведения переговоров
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.