Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Какие направления дополнительного образования привлекают вас?
Всего 6 человек

Профильное обучение

Дата: 5 июля 2015 в 13:24
Автор: Бусел О. В.

Проблема профильной дифференциации обучения является одной из ключевых в контексте развития современных образовательных систем.

Совершенствование образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования связано с построением содержания образования на основе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности.

Раздел содержит актуальный материал по проблемам допрофильной подготовки и профильного обучения, а также анализ опыта реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в системах общего (основного) образования разных стран мира.

Механизмы профилизации обучения

на третьей ступени общего среднего образования

Проблема профильной дифференциации обучения является одной из ключевых в контексте современных процессов модернизации и реформирования систем общего (основного) образования в разных странах мира.

В большинстве стран Европы[1] учащиеся до шестого года обучения в общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку; к седьмому году обучения учащийся должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. В наиболее общем виде речь идет о двух вариантах продолжения образования:

– академическом (он в дальнейшем открывает путь к высшему образованию);

– профессиональном (неакадемическом) (учащиеся обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные дисциплины).

В США учащиеся могут выбирать из трех профилей:

– академического;

– общего;

– профессионального (дается предпрофессиональная подготовка).

В странах Европы и США, таким образом, общее образование на старшей ступени является профильным, охватывает три (реже – два) последних года обучения в школе.

Существует два основных подхода к способам формирования индивидуального учебного плана обучающегося в рамках профильного обучения:

– жестко фиксированный перечень обязательных учебных курсов (Франция, Германия);

– формирование учащимся «индивидуального набора» из множества курсов (не менее 15 и не более 25 курсов продолжительностью до 1 семестра), предлагаемых для всего периода обучения (Англия, Шотландия, США и др.).

Как правило, в числе обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени находятся:

  • естественные науки;
  • иностранные языки;
  • математика;
  • родная словесность;
  • физическая культура.

Исследователи отмечают, что в последние десятилетия ХХ века «количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов» [1]; это связывается с ростом влияния и ответственности центральной власти за качество образования.

Таким образом, одним из ключевых вопросов, связанных с реализацией идеи профильного обучения, является определение структуры профилизации.

Под профилем обучения понимается «содержание образования, позволяющее учащемуся достичь субъективных целей обучения, следующих из его профильного самоопределения, состоявшегося на предыдущем этапе обучения» [2, с. 167].

Профиль обучения можно представить как комбинацию базовых и профильных учебных предметов, а также факультативов.

Базовые учебные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные учебные предметы – предметы, изучаемые на повышенном уровне, которые определяют направленность того или иного профиля обучения и являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента, а также к относительному сокращению содержания образования по непрофильным предметам. Профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования предусматривает возможность разнообразных комбинаций базовых и профильных учебных предметов.

В отечественной традиции (на постсоветском пространстве) реализовывались следующие сценарии профильного обучения на третьей ступени общего среднего образования:

1) на основе предметного принципа: гуманитарно-филологический профиль (языки и литература), социально-гуманитарный (историко-обществоведческий) профиль, физико-математический профиль, биолого-химический профиль, технико-технологический профиль (физика, технология, информатика) и др.;

2) по уровням сложности (повышенный и углубленный уровни);

3) подготовка к поступлению в учреждения высшего образования;

4) по сферам социально-трудовой деятельности (юридический, экономический, сервисный и т.п. профили) [3, с. 21].

Вариативность сценариев профильного обучения в старших классах определяет и различные подходы к построению инвариантной части его содержания.

В Республике Беларусь профильное обучение в рамках 12-летней школы (переход на 11 летний срок обучения был осуществлен в 2008 году) предполагало выделение направлений профессионального самоопределения учащихся, а внутри них – профилей обучения (и соответствующих профильных предметов) [4]:

1) естественнонаучное направление:

  • физико-математический (математика, физика),
  • информатико-математический (информатика, математика),
  • естественно-географический (география, математика),
  • химический, физико-химический (химия, математика, физика),
  • биолого-химический (биология, химия);

2) социокультурное направление:

  • юридический (курс «Человек.Общество.Государство», математика),
  • экономический (математика, иностранный язык),
  • педагогический (математика, история Беларуси, биология),
  • физкультурно-спортивный (физическая культура, биология),
  • оборонно-технический (физика, математика, история Беларуси, физическая культура, допризывная и медицинская подготовка);

3) гуманитарное направление:

  • филологический (русский язык, русская литература, белорусский язык, белорусская литература, история Беларуси, иностранный язык);
  • историко-обществоведческий (История Беларуси, всемирная история, курс «Человек. Общество. Государство»);
  • правоведческий (иностанный язык, курс «Человек. Общество. Государство»);
  • художественно-эстетический (музыка, изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура, история Беларуси);

4) профессионально-технологическое направление:

  • освоение учащимися в рамках технологического профиля квалификаций рабочих (служащих),
  • организация профильного обучения для учащихся, которые ориентированны на продолжение обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, с возможностями освоения в рамках того или иного профиля соответствующей квалификации рабочего (служащего).

В целом профильные классы могут быть:

предметно-ориентированными (углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу);

профессионально-ориентированными (изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу, возможностью подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии) [2, с. 13].

Ресурс времени на профильное обучение в старших классах возникает в результате «исключения из программ всех учебных предметов избыточной информации, которая может быть найдена в справочных изданиях, и отбора фундаментальной части содержания школьных программ, а также знаний, имеющих мировоззренческое или практическое значение для жизнедеятельности, последующего образования и самообразования любого человека» [3, с. 20].

 

Литература:

 

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article95.html. – Дата доступа: 16.05. 2014.

2. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили. − Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.

3. Писарева, С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского / С.А. Писарева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 84 с.

4. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11 – 12 классы) (утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2004 N 893) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic32/text331.htm. – Дата доступа: 04.06.2014.

 

И.Л. Шевлякова-Борзенко,

начальник Образовательного центра

Национального института образования,

кандидат филологических наук, доцент

 

 

 

[1] В англоязычных странах выделяются 2 профиля: академический и неакадемический); во Франции – 3: естественно-научный, филологический, социально-экономический; в Германии – 3: «язык – литература – искусство», «социальные науки», «математика – точные науки – технология») [1].

При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.