Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Какие направления дополнительного образования привлекают вас?
Всего 6 человек

Открытое учебное занятие во 2 классе по теме "Лягушки и жабы"

Дата: 7 апреля 2014 в 19:17, Обновлено 15 декабря 2016 в 12:08
Автор: Кохно Н. А.

Урок  по курсу «Человек и мир» во 2 классе

Учитель: Федосик Ольга Федоровна

Тема урока: Лягушки и жабы

Цель: к концу урока у большинства учащихся сформируются представления об отличительных особенностях  жаб  и  лягушек, их значении в природе и для человека;

Задачи:

  • создать условия для формирования представления об особенностях внешнего строения, поведения и питания жаб и лягушек, среде обитания и роли, которую они выполняют в природе;
  • раскрыть понятие «земноводные»;
  • создавать условия для развития логического мышления, наблюдательности, формирования навыков природоохранного поведения;
  • способствовать воспитанию  положительного отношения к лягушкам и жабам, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: компьютер, карточки с тестами, учебники, рабочие тетради

Ход  урока

I. Организационный момент

 -  Эй, ребята, что случилось?

- Прозвенел уже звонок,

- Что, пора на перемену?

- Нет, пора начать урок!

- Ну, а что тогда друг другу вы хотите пожелать?

- Быть………

- И, конечно, очень многое узнать!!!

Учитель раздаёт карточки, дублирующие этапы урока:

Этап урока

Настроение

Самооценка знаний

Проверка домашнего задания

Новая тема

II. Проверка домашнего задания

- На прошлых уроках мы познакомились с такими представителями животного мира, как рыбы, змеи и ящерицы (слайд 1).

- Сейчас с помощью блиц-опроса  проверим ваши знания по этой теме. Работаем по цепочке. Я начинаю предложение, вы – заканчиваете. Если не знаете правильный ответ – возможность передаётся следующему.

1 ученик у доски составляет цепь питания:

Водоросли – пескарь-щука-рыбак

1. Тело рыб покрыто …(чешуёй и слизью)

2. Рыбы дышат … (жабрами)

3. Они плавают с помощью …. (плавников и хвоста)

4. Хвост у рыбы служит … (рулём)

5. В наших реках водятся такие рыбы, как …(сом, щука, плотва, карась, линь, окунь)

6. У змей нет…(конечностей)

7. По каким признаком можно отличить ужа от гадюки …(на головке жёлтые пятнышки у ужа)

8. Гадюка опасна для человека? …(Да)

9. Уж опасен для человека? … (нет)

10. Яд гадюки используют для …. (изготовления лекарств)

11. При укусе гадюки нужно…(наложить жгут выше ранки и позвонить в 03)

12. Какая змея самая длинная? (питон)

13. Ящерица теряет хвост, когда…(ей  грозит опасность)

- Молодцы! Отметьте своё настроение и оцените свои знания в бланке.

 III. Мотивация и целеполагание

Читает ученик:

                            Если мне придёт охота

                            Вылезаю из болота

                            Надуваюсь и пою

                            Как не спеть и соловью

                            Я – известный мухолов

                            Я – гроза для комаров.

- Кто это? (Лягушка) – Слайд 2.

- Сегодня на уроке мы поговорим о лягушках и жабах.

- Как вы думаете, о чём мы можем узнать? (ответы детей).

-  Какие ощущения у вас вызывают слова «лягушка» и «жаба»?

- О том, какая лягушка в природе, заслуживает ли она добрых слов, мы узнаем на этом уроке.

IV. Объяснение нового материала

3 слайд (Тема урока «Лягушки и жабы»)

Мы должны получить ответы на следующие вопросы:

  • Чем отличаются лягушки и жабы от других животных?
  • Чем похожи и отличаются между собой?
  • Чем питаются?
  • Приносят ли пользу?

- По этому плану и будем работать на уроке.

По мере знакомства  с учебным материалом на плане убирается вопрос, на который уже получили ответ).

4 слайд (вода, земля, земноводные)

Лягушку и жабу называют земноводными. Давайте попробуем понять, от каких слов произошло это слово.

Значит ли это, что всех животных, которые часть своей жизни проводят в воде, а часть - на суше, можно назвать земноводными?

5 слайд

Бобры, утки, лебеди тоже живут и на суше, и в воде. Значит ли это, что они тоже земноводные?

Нет. Значит, этот признак хоть и правильный, но не существенный. Обратите внимание на то, чем покрыто тело бобра, лебедя, утки, лягушки и жабы.

6 слайд (главный отличительный признак – голая кожа)

В отличие от всех остальных животных, тело жабы и лягушки покрыто только голой кожей.

- Почему же так природа «обидела» жабу и лягушку: всем одежду дала, а им нет?

- У земноводных плохо развиты лёгкие. И, чтобы обеспечить организм воздухом, животные дышат и через кожу. Очень трудно было бы это сделать, имея перьевой или меховой покров. Чтобы земноводным было легче дышать через кожу, она всегда влажная – покрыта слизью. К тому же эта слизь защищает животных и от микробов.

Кроме того, жидкость, испаряясь, охлаждает поверхность тела и защищает его от перегрева. Кстати, человек использовал лягушек в старину как своеобразный «холодильник» - бросал их в жбан с молоком. И оно долго не скисало. Значит, природа вовсе не обидела этих животных, а очень мудро всё устроила.

7 слайд (признаки земноводных)

- Так кто же такие земноводные, и чем они отличаются от других представителей животного мира?

Дети делают вывод.

Итак, мы ответили на первый поставленный вопрос (снять 1-ый вопрос)

-Ребята, кто из вас когда-нибудь встречал жабу или лягушку? Где это было?

-Посмотрите на их изображения и скажите, чем они похожи, а чем отличаются.

(Ответы детей)

Тело земноводных состоит из головы, туловища и конечностей. Голова лягушек  заостренной формы, а  жаб – округлой. У лягушек кожа гладкая и блестящая, а у жаб  - шероховатая и бугристая. Жабы и лягушки обычно имеют коричневую или зеленую окраску, с полосками и пятнами других цветов. Задние конечности у лягушки длиннее и сильнее, чем у жабы. Можно предположить, что лягушки прыгают выше и дальше, чем жабы.

 (выключить компьютер!)

Зарядка для глаз

- Откройте учебники на стр.83. Прочитаем статьи «Озёрная лягушка» и «Жаба», после чего должны будем ответить на вопрос «Жаба и лягушка – это одно и то же, или нет?»

Вслух читают хорошо читающие ученики, все следят.

- «Жаба и лягушка – это одно и то же, или нет?»

Физкультминутка

На болоте 2 подружки, 2 зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт – привет!

Работа в тетради: с. 54-55

Для выполнения задания понадобятся зелёный и коричневый карандаши.

- Зачитайте утверждения, характерные только для лягушек; для жаб.

- Чем они похожи? Зачитайте общие признаки.

         Мы ответили на 2 поставленный вопрос. (снимаю 2 лист)

Чем питаются ?

Жаба жабу говорит: «У тебя цветущий вид.

Я вот выгляжу похуже, Хоть и только что из лужи.

Может, знаешь ты секрет?»

Жаб ответил: «Вовсе нет!

Никакого нет секрета.

У меня теперь диета.

Я сегодня съел с утра

 Только лапку комара,

Ну, ещё салат из тины,

 Пару крылышек утиных,

Съел десяток тощих мух,

Правда, к ним добавил двух,

Съел улитку и ужа,

И случайно съел ежа.

Только он такой колючий,

 Что меня икота мучит.

Так что я почти не ел

И, как видишь, похудел».

- Что здесь правда ? Что вымысел?

Предположите, чьё это меню

  1. комары, мухи, улитки, мальки рыб, червяки, личинки стрекоз;
  2. гусеницы, слизни, жуки.

Ответы детей.

На доску – «Меню жабы», «Меню лягушки»

Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами,     насекомыми, причём в огромном количестве.

Лягушки прыгают, а жабы медленно ходят. У лягушки голова приподнята вверх, т.к. она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, т.к. насекомые, которыми она питается, ползают по земле.

У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.

Лягушка ловит и поедает только тех насекомых, которые двигаются. Остальных она не видит. Хорошо изучив глаз лягушки, который реагирует только на движущуюся добычу, учёные изобрели прибор – ретинатрон, который помогает обеспечивать на аэродромах безопасность полётов.

        

Итак, мы ответили на 3 вопрос. (снимаю 3 лист)

У нас остался последний вопрос нашего сегодняшнего урока: полезны ли лягушки или опасны для человека? Приносят ли они какую-нибудь пользу в природе?

На доске вывешивается табличка «Жабы и лягушки: за или против»

- ученик:

В Беларуси распространены повсеместно жаба серая и зеле­ная. ЖАБА КАМЫШОВАЯ — редкий вил земноводных — занесена в Красную книгу.

Во все времена жаб не любили, боялись их, уничтожали. Суще­ствовало поверье, что если дотронуться до жабы, пойдут по телу бородавки. Но это неправда.

- 2 ученик:

Да, жаба некрасива, она выделяет из бугорков, расположенных по бокам головы, белую едкую жидкость. Но для человека она безвредна и отпугивает только врагов живот­ного. Иной зашиты у нее нет: ни зубов, ни когтей. И убежать она не может, слишком неповоротливая.

            Чем питаются жабы? А лягушки? Приносит ли это пользу?

На доске цепь питания:

Аист – лягушка – насекомые

- Если убрать лягушку, что произойдёт?

- Какой вывод сделаем? (Очень полезны!!!!)

            Оцените себя!

V. Закрепление изученного.

 - А сейчас, ребята, проверим, что вы узнали о жизни лягушек и жаб, для этого  поработаем в группах

1 группа: Где живут? Как выглядит кожа? Для чего кожа влажная?

2 группа: отличительные признаки жаб.

3 группа: раскрась, чем питаются лягушки и жабы.

VII. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке по предложенному бланку.

VIII. Домашнее задание.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.