Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Какие направления дополнительного образования привлекают вас?
Всего 6 человек

Олимпиада по русскому языку (4 класс)

Дата: 13 октября 2014 в 17:39, Обновлено 21 апреля 2018 в 09:30
Автор: Бусел О. В.

Олимпиада по русскому языку

Вариант 1

1. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук «с».

     Через поле и лесок

     Подается голосок.

     Он бежит по проводам:

     Скажешь здесь, а слышно там.

2. Вставьте в слова пропущенные буквы. Спишите слова, распределив их в три столбика по орфограммам.

Сл..дит, зага…ка, ут..щил, затр..щали, ре..ька, овра…ки, зап..сались, бесе..ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.

3. Замените слова синонимами (слова близкие по значению), состоящими из четырех букв.

приятель-_________________                      сложение-___________

противник-_______________                       бояка(пугливый)-_______________

солдат-__________________                        красный-_________________

темнота-________________                          шагать-__________________ .

4. Расставьте над словами цифры в порядке усиления значения данных слов.

Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.

Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться.

Шёпот, шум, крик, грохот, треск, гул, звук.

Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.

5. Разгадайте шараду (загадку, в которой загаданное слово делится на части – отдельные слова).

Первое – нота, второе – игра, целое встретилось у столяра.

6. Найдите к каждому фразеологизму его объяснение (соедините линиями).

А) очень старательно что-либо охранять                    а) сидеть как на иголках

Б) появляться быстро и в большем количестве          б) как рыба в воде

В) чувствовать себя легко и непринужденно             в) беречь как зеницу ока

Г) беспокоиться, испытывать тревогу                         г)  как грибы после дождя.

7. Как вы думаете, кто прав? Какая речь важнее: устная или письменная?

Почему вы так считаете?

Заспорили ребята. Алёша говорит:

- Трудно тебя понять, Миша! Говоришь так, как будто у тебя каша во рту.

Обиделся Миша.

- Зато я пишу грамотно, ошибок не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну, а устная речь – что? Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь!

А как вы думаете?

8. Скажите, какие сказки являются литературными(авторскими), а какие – народными.

А) «Репка»

Б) «Золотой ключик или Приключения Буратино»

В) «Царевна-лягушка»

Г) «Малыш и Карлсон»

Д) «Кощей Бессмертный».

9. В каких сказках не действуют волшебные силы, а их героями являются простые люди – крестьянин, наемный работник, солдат? Обведи букву с правильным ответом.

А) Волшебные сказки.   Б) Бытовые сказки.     В) Сказки о животных.    

Ответы на олимпиаду русскому языку

Вариант 1

1. Звук «с» - встречается 6 раз.

    Телефон.

2. Ответ:

   Следит                     загадка                       прелестный

   Утащили                  редька                        известный

   Затрещали               овражки                     чувство

   Запасались              беседка

   Звонок

3.  приятель- друг                      сложение-плюс

     противник-враг                    бояка(пугливый)-трус

     солдат-воин                          красный-алый

    темнота-мрак                         шагать-идти .

4. Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.

    Маленький, средний, большой, гигантский, громадный.  

    Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться.

    Улыбаться, усмехнуться, смеяться, хихикать, хохотать.

    Шёпот, шум, крик, грохот, треск, гул, звук.

    Шепот, звук, крик, треск, шум, гул, грохот.

    Шагать, бежать, ползти, ехать, мчаться, нестись.

    Ползти, шагать, бежать, ехать, нестись, мчаться.

5. Ответ: до+лото=долото.

6. А) очень старательно что-либо охранять                    а) сидеть как на иголках

    Б) появляться быстро и в большем количестве          б) как рыба в воде

    В) чувствовать себя легко и непринужденно             в) беречь как зеницу ока

    Г) беспокоиться, испытывать тревогу                         г)  как грибы после дождя.

7. Ответ: «Важнее», конечно, устная речь: сначала люди пользовались только ею, и теперь мы говорим и слушаем больше, чем читаем и пишем, вначале учимся говорить, а потом читать. Однако грамотным и культурным мы признаем того человека, который не только правильно и выразительно говорит, но и красиво и без ошибок пишет.

8. Литературные – б), г),  народные – а), в), д).

9. б).

Вариант 2

  1. Из слогов «соберите» слова, напишите их и подчеркните согласные:
  • роз, мо
  • го, вик, сне
  • ви, ле, те, зор
  • пра, пе, ва, ре
  1. Возьмите из слова ботаника по несколько букв и запишите новые слова, которые имеют следующие значения:
  • тонкая скрученная пряжа - ……………………….
  • стеклянный сосуд - ……………………………….
  • дикая свинья- ………………………………………
  • музыкальный знак -………………………………...
  • крупное учреждение, где хранят деньги - ……………………… .
  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам предложения. Укажите части речи.

Радо….ный Сережа свис…нул грус…ному щенку. Поз…ним веч…ром ст…яла ненас…ная погода.

  1. Добавьте к словам:
  • бег, мост, лист – суффикс
  • вёз, свет, мороз – окончания –у, -ы
  • ход, лёг, верь – приставку.

Запишите получившиеся слова и разберите их по составу.

  1. Подберите синонимы (слова близкие по значению) к словам:
  • Вкусно - ………………….
  • Быстро - ………………….
  • Ярко - …………………….
  • Нежный - …………………
  • Теплый - …………………
  1. Какое русское слово одновременно обозначает:
  • Скамью и магазин - ……………………
  • Овощ и старинное оружие - ………………..
  • Покой и вселенную - ………………………..
  1.  Объясните смысл выражений:
  • После дождичка в четверг - …………………..
  • Витать в облаках -……………………………….
  • На седьмом небе -………………………… .

Ответы

Вариант 2

№ п/п

Задание

Овет

Балл

1

Из слогов «соберите» слова, напишите их и подчеркните согласные:

  • роз, мо
  • го, вик, сне
  • ви, ле, те, зор
  • пра, пе, ва, ре

  • роз, мо - мороз
  • го, вик, сне - снеговик
  • ви, ле, те, зор - телевизор
  • пра, пе, ва, ре - переправа

5

2

Возьмите из слова ботаника по несколько букв и запишите новые слова, которые имеют следующие значения:

  • тонкая скрученная пряжа - ……………………….
  • стеклянный сосуд - ……………………………….
  • дикая свинья- ………………………………………
  • музыкальный знак -………………………………...
  • крупное учреждение, где хранят деньги - ………….

  • тонкая скрученная пряжа - нитка
  • стеклянный сосуд - банка
  • дикая свинья- кабан
  • музыкальный знак -нота
  • крупное учреждение, где хранят деньги - банк

5

3

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам предложения. Укажите части речи.

Радо….ный Сережа свис…нул грус…ному щенку. Поз…ним веч…ром ст…яла ненас…ная погода.

Радотный Сережа свистнул грустному щенку. Поздним вечером стояла ненастная погода.

5,5

4

Добавьте к словам:

  • бег, мост, лист – суффикс
  • вёз, свет, мороз – окончания –у, -ы
  • ход, лёг, верь – приставку.
  • бег, мост, лист – бегун, мостик, листик
  • вёз, свет, мороз – везу, советы, морозы
  • ход, лёг, верь – поход, прилег. Поверь

Запишите получившиеся слова и разберите их по составу.

3

5

Подберите синонимы (слова близкие по значению) к словам:

  • Вкусно - ………………….
  • Быстро - ………………….
  • Ярко - …………………….
  • Нежный - …………………
  • Теплый - …………………
  • Вкусно - аппетитно
  • Быстро - стремительно
  • Ярко - ослепительно
  • Нежный - ласковый
  • Теплый - жаркий

5

6

Какое русское слово одновременно обозначает:

  • Скамью и магазин - ……………………
  • Овощ и старинное оружие - ………………..
  • Покой и вселенную - ………………………..
  • Скамью и магазин - лавка
  • Овощ и старинное оружие - лук
  • Покой и вселенную - мир

3

7

Объясните смысл выражений:

  • После дождичка в четверг - …………………..
  • Витать в облаках -……………………………….
  • На седьмом небе -…………………………
  • После дождичка в четверг - нескоро
  • Витать в облаках - задуматься
  • На седьмом небе – быть счастливым

3

8

Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нами Волырк? Выберите правильный ответ.

  1. Денис Иванович Фонвизин  3) Александр Сергеевич Грибоедов   
  2. Иван Андреевич Крылов   4) Николай Васильевич Гоголь

  1. Денис Иванович Фонвизин  3) Александр Сергеевич Грибоедов   
  2. Иван Андреевич Крылов   4) Николай Васильевич Гоголь

2

9

Укажите главных героев произведений писателей.

М.Пришвин

Дети

Е.Чарушин

Природа

В.Драгунский

Животные

Пришвин – природа

Чарушин – животное

Драгунский - дети

2

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.