Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Голосование
Какие направления дополнительного образования привлекают вас?
Всего 6 человек

Общеучебные умения учащихся 1-4 классов

Дата: 9 октября 2014 в 21:51
Автор: Бусел О. В.

Общеучебные умения учащихся 1-4 классов

 

Тиринова О.И., к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории начального образования НИО

 

Обще учебные умения

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Четвертый класс

Учебно-деятельностные умения (умения учебной деятельности)

Умение принимать учебную цель и намечать задачи осуществления деятельности

Принятие учебной цели и конкретных задач каждого этапа урока, представленных в форме прямого указания без выделения промежуточных задач.
Участие в подведении итогов каждого этапа урока

Принятие учебной цели, поставленной учителем, и "удержание" ее при выполнении практических заданий и упражнений.
Осознание конкретных задач, определяемых учителем для достижения цели на каждом этапе уроке.
Участие в коллективном определении итогов каждого этапа урока

Умение принимать учебную цель, поставленную учителем, и действовать в соответствии с ней.
Участие в коллективном выделении промежуточных задач, необходимых для достижения учебной цели. Самостоятельное или коллективное определение итогов каждого этапа урока

Осознанное принятие от учителя или коллективное определение учебной цели.
Умение намечать задачи предстоящей деятельности (с помощью учителя или самостоятельно).
Умение аргументировать свои действия, объяснять, с какой целью на уроке осуществляется определенная практическая деятельность

Умение принимать и выделять учебную задачу, отличать ее от практического задания

Принятие новой учебной задачи, поставленной учителем в ходе коллективного обсуждения учебной проблемы.
Понимание, что все практические задания на уроке выполняются для решения определенных учебных задач

Определение с помощью учителя конкретных практических результатов (решил примеры, вставил пропущенные буквы и т.
п.) и учебных задач (учился находить сумму, проверять безударные гласные в корне слова и т.п.), которые решались в ходе выполнения задания

Определение с помощью учителя учебной задачи, которая решалась в ходе выполнения нескольких практических заданий, упражнений (после их выполнения).
Участие в коллективном определении учебной задачи перед выполнением практического задания. Что будем делать? С какой целью? Какую задачу предстоит решить?

Определение с помощью учителя границы между известным и неизвестным (в процессе обсуждения учебной проблемы).
Распознавание новой учебной задачи при встрече с "неразрешимым" практическим заданием (не могу выполнить задание, так как освоенный способ действия не подходит для решения новой учебной задачи)

Умение анализировать условия учебной задачи

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи (с целью постановки новой учебной задачи или в процессе решения частных задач)

Выделение с помощью учителя в условиях задачи конкретных особенностей, позволяющих или не позволяющих использовать для ее решения известные способы действия

Осуществление коллективного и самостоятельного анализа условий задачи.
Сопоставление условий учебной задачи и ранее освоенных способов действия с целью определения возможности их использования для решения данной учебной задачи

Установление с помощью учителя или самостоятельно несоответствия условий новой учебной задачи известным способам действия. Определение границы своего знания: "Достаточно ли моих знаний для решения данной учебной задачи? Какие способы действия я могу использовать в данных условиях?"

Освоение способов фиксации коллективно выделенных отношений, существенных свойств изучаемых понятий в предметной, графической или буквенной форме (работа под руководством учителя со схемами, моделями, таблицами и др.
)

Самостоятельное представление выделенных отношений, существенных свойств изучаемого объекта в предметной, графической или буквенной форме

Умение определять последовательность выполнения действий, планировать этапы осуществления деятельности

Участие в коллективном выделении этапов осуществления деятельности.
Определение с помощью учителя способов выполнения учебного задания

Участие в коллективном построении ориентировочной основы действия.
Определение под руководством учителя последовательности выполнения учебных действий

Внесение в алгоритм действия под руководством учителя изменений, связанных с условиями новой учебной задачи. Коллективное преобразование старого или построение нового способа действия

Осознание связи способов выполнения действий с особенностями новой учебной задачи.
Планирование этапов и определение последовательности действий при самостоятельном выполнении учебного задания

Умение действовать в соответствии с выделенной ориентировочной основой

Усвоение под руководством учителя операционного состава действий.
Проговаривание всех действий на первоначальном этапе освоения нового способа

Самостоятельное выполнение действий по освоенному алгоритму. Перенос под руководством учителя освоенного способа действия на решение задач определенного класса

Осознанное владение освоенными способами действия, адекватное их применение в стандартных или частично измененных условиях. Коллективное определение и выбор рационального способа решения задачи

Осознанное выполнение учебных действий в соответствии с условиями учебной задачи.
Самостоятельный выбор наиболее рациональных способов действия из ранее освоенных, проявление инициативы при создании новых способов действия

Умение осуществлять контроль, самоконтроль

Умение ориентироваться при осуществлении контроля (самоконтроля) на эталон (образец).
Владение элементарными приемами контроля, самоконтроля: взаимопроверка и самопроверка выполненной работы по предложенному учителем алгоритму.
Использование приема проговаривания для проверки написанного слова, предложения

Осуществление взаимопроверки и самопроверки выполненной работы (контроль по результату).
Осуществление под руководством учителя контроля за правильностью и последовательностью выполнения отдельных операций (пооперационный контроль). Выполнение работы над ошибками по данному учителем образцу и алгоритму

Осуществление пооперационного контроля с ориентированием на способ (алгоритм) выполнения действия.
Умение осуществлять самоконтроль с помощью вопросов и заданий учебника.
Систематическое выполнение работы над ошибками по данному учителем образцу

Осознанный контроль (пооперационный и по результату) действий других учеников при совместном выполнении задания.
Соотнесение своих действий и их результатов с заданным способом действия, обнаружение их соответствия или несоответствия: самостоятельная проверка и исправление ошибок.
Осознанное выполнение работы над ошибками: дифференциация ошибок и самостоятельный выбор способа работы над ними

Умение осуществлять оценку, самооценку

Владение элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму (под руководством учителя)

Участие в коллективном определении критериев оценки результатов деятельности, использование их для осуществления взаимооценки и самооценки выполненной работы (ретроспективная самооценка)

Адекватное использование заданных учителем и выработка своих критериев для оценки результатов деятельности

Умение осуществлять адекватную взаимооценку и самооценку отдельных операций и результатов учебной деятельности

Предварительное определение своих возможностей решения задачи (прогностическая самооценка до начала выполнения задания)

Учебно-организационные умения

Умение готовить рабочее место к урокам и учебным занятиям

Подготовка под руководством учителя рабочего места к урокам.
Знакомство с обязанностями дежурных

Подготовка рабочего места к уроку в соответствии с рекомендациями учителя. Выполнение обязанностей дежурных по подготовке класса к урокам

Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности в школе и дома.
Систематическое дежурство по классу.
Выполнение поручений учителя по подготовке необходимого оборудования к урокам

Умение использовать учебные принадлежности в соответствии с их назначением

Практическое знакомство с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования

Правильное использование под руководством учителя, родителей и самостоятельно учебных принадлежностей в соответствии с их назначением

Правильное использование основных учебных принадлежностей без специального контроля со стороны учителей и родителей

Правильное использование основных учебных принадлежностей в процессе выполнения учебных заданий

Умение соблюдать правила гигиены учебного труда

Практическое знакомство с правилами гигиены учебного труда: правильной посадкой, расположением тетради, соблюдением необходимого расстояния между глазами и книгой, тетрадью

Выполнение под наблюдением родителей рекомендаций учителя по режиму дня.
Самостоятельное выполнение основных правил гигиены учебного труда

Участие в составлении режима дня и его регулярное выполнение.
Привычное выполнение основных правил гигиены учебного труда

Самостоятельное определение временного промежутка для чередования труда и отдыха.
Умение рассчитывать свободное время

Самостоятельное выполнение разученных с учителем физкультминуток, упражнений пальчиковой гимнастики

Умение рационально осуществлять домашнюю учебную работу

 

Выполнение под наблюдением родителей определенной последовательности действий: подготовка всего необходимого для занятий, выполнение самого легкого задания, отдых, выполнение самого трудного задания, отдых, выполнение менее трудного задания, отдых и т.д.

Выполнение советов и рекомендаций учителя по рациональной организации домашнего труда (под наблюдением родителей).
Самостоятельное определение последовательности действий при выполнении домашнего задания

Самостоятельное выполнение домашних заданий: планирование и определение последовательности подготовки уроков, распределение времени, использование рациональных приемов умственного труда

Умение осуществлять учебное взаимодействие

Активное участие в обсуждении и принятии норм коллективного взаимодействия.
Практическое знакомство с правилами парной и групповой работы

Выполнение определенной роли при работе в группах, парах.
Умение работать самостоятельно и вместе с товарищами.
Освоение умения работать в заданном темпе

Умение работать коллективно, индивидуально, в паре, группе.
Умение распределять обязанности в малой группе, брать на себя ответственность за выполнение общей работы, оказывать необходимую помощь товарищам, давать объективную оценку их работе

Умение придерживаться заданного темпа

Умение работать в заданном темпе

Учебно-интеллектуальные умения

Умение воспринимать учебный материал

Восприятие учебного материала небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

Восприятие учебного материала на основе произвольного внимания. Одновременное восприятие сразу нескольких соседних объектов: букв, слов, чисел

Концентрация внимания при изучении учебного материала.
Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой

Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания

Умение осуществлять наблюдения

Осуществление под руководством учителя наблюдений за поведением животных, их внешним видом, за растениями, сезонными изменениями в природе по предлагаемому в игровой форме заданию

Владение простыми приемами наблюдения: рассматривание и распознавание цвета, размера, формы и других признаков предметов и объектов.
Осуществление наблюдения по выделенным учителем признакам в соответствии с целью и заданием, определяющим последовательность действий

Осуществление индуктивного наблюдения под руководством учителя: накопление фактов, выделение отличительных и общих признаков, обобщение, выводы, фиксация результатов.
Овладение приемом аналитического описания изучаемых объектов по результатам наблюдений

Осуществление под руководством учителя дедуктивного наблюдения: предварительная формулировка гипотезы; накопление фактов, подтверждающих или опровергающих ее; вывод по итогам наблюдения.
Умение вести кратковременные и длительные наблюдения, ставить простейшие опыты

Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное

Выделение с помощью учителя: предмета речи, ответ на вопрос: "О ком или о чем говорится в тексте?"; смыслового центра сюжетной картинки;

Нахождение в тексте по вопросам учителя наиболее важных по смыслу (ключевых) слов и предложений, выделение предмета речи.

Разделение под руководством учителя учебной информации на логические части, озаглавливание каждой из них и текста в целом.

Самостоятельное выделение главной мысли и основных фактов в учебной информации.
Нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами.

 

основного действующего лица небольшого диафильма, мультфильма, детского телефильма; главных условий в играх по правилам.
Придумывание своих заголовков к небольшим текстам, данным без названия

Определение с помощью учителя основного содержания небольшого по объему учебного материала.
Умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов

Использование выборочного чтения и пересказа для обоснования ответа, подтверждения правильности своих суждений в процессе коллективного анализа учебного материала.
Умение выделять основную мысль текста

Коллективное составление простого плана небольшого по объему учебного текста.
Умение передавать основное содержание учебного задания, правила и условия игр.
Использование форм краткой записи (табличной и словесной)

Умение осуществлять общие логические приемы мышления: а) выделение различных свойств предметов; б) сравнение; в) подведение под понятие; г) выведение следствий; д) определение; е) доказательство;

Овладение под руководством учителя приемом сравнения: сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами, с целью выделения этих свойств.
Сравнение предметов по выбранному признаку.
Знакомство с основными понятиями, составляющими содержание учебных курсов (согласно учебной программе).
Усвоение отношений между родовыми и видовыми понятиями (на практическом материале).

Выделение различных свойств предметов.
Определение с помощью учителя отличительных и общих признаков сравниваемых предметов.
Выделение основания для сравнения и проведение сравнения по выбранному свойству.
Установление под руководством учителя условий, при которых данный объект будет относиться к определенному понятию.
Практическое знакомство с отношениями соподчинения.

Разграничение существенных (важных) и несущественных (второстепенных) свойств, признаков: при изменении первых предмет изменится сам, будет относиться уже к другой совокупности.
Овладение приемом изменения свойств предметов.
Определение с помощью учителя необходимых признаков на основе приема выведения следствий из факта принадлежности предмета к данному понятию: анализ признаков с точки зрения обязательности их наличия (необходимые признаки).

Самостоятельное использование приемов сравнения и изменения свойств предметов для выделения общих, отличительных, существенных и несущественных свойств предметов.
Правильное осуществление непосредственного и опосредованного (с помощью меры) сравнения.
Знакомство на элементарном практическом уровне с приемом определения достаточных признаков для определения объектов данного класса: установление, при каких условиях данный объект может относиться к данному классу, и проверка наличия этих признаков у предметов

ж) классификация

Практическое освоение приемов выделения различных признаков и сравнения объектов по этим признакам в игровой форме (игры на классификацию, обобщение)

Классификация предметов по одному или нескольким свойствам (на практическом материале).
Практическое выполнение операций сравнения по общим и отличительным признакам

Овладение умением выделения основания для классификации в соответствии с обнаруженными общими и отличительными признаками.
Классификация предметов по двум и трем свойствам

Практическое осуществление всех операций, входящих в состав действия: выбор основания для классификации; разделение по этому критерию всего множества объектов; объединение их в группы, построение системы

Умение рационально запоминать

Знакомство с приемами рационального запоминания учебного материала: умение создавать новые связи, ассоциации, использовать воображение.
Разучивание стихов на основе хорового проговаривания, опоры на серию иллюстраций (под руководством учителя)

Овладение способами логического запоминания: смысловая группировка, смысловое соотнесение.
Использование под руководством взрослых рациональных приемов заучивания наизусть стихотворений

Знакомство с приемами запоминания учебного материала: закрепление в памяти, припоминание, повторение.
Рациональные приемы заучивания больших по объему произведений

Самостоятельное использование рациональных приемов запоминания.
Знакомство с приемами мнемотехники

Умение мотивировать деятельность, проявлять волевые усилия

Проявление внешних, социальных мотивов: отношение к учению как очень важному и ответственному делу.
Освоение новой социальной роли  ученика

Понимание и осознание необходимости выполнения учебных требований.
Проявление широкого познавательного мотива

Осознанное пре одоление сиюминутных отвлечений при выполнении учебного задания.
Проявление учебно-познавательного интереса

Проявление устойчивого учебно-познавательного интереса.
Проявление волевых усилий в процессе выполнения учебных заданий

Учебно-информационные умения

Правильное, осознанное и выразительное чтение

Правильное, плавное, слоговое чтение небольших текстов.
Целостное прочтение трех и четырехбуквенных слов

Сознательное, правильное чтение целыми словами; плавное слоговое чтение сложных слов

Сознательное, правильное чтение целыми словами

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения

 

Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого

Освоение основ выразительного чтения: соблюдение пауз, интонаций.
Освоение умения читать текст по ролям

Выразительное чтение текстов различных жанров с соблюдением логических и синтаксических пауз и интонаций

Подготовка под руководством учителя к выразительному чтению проанализированного текста

Ориентировочный темп чтения незнакомого текста (скорость чтения не является контрольным показателем для оценки навыков чтения)

II полугодие 20-25 слов в минуту

I полугодие 25-35 слов в минуту; II полугодие 40-50 слов

I полугодие 50-60 слов в минуту; II полугодие 65-75 слов

I полугодие 75-85 слов в минуту; II полугодие 90-100 слов

Умение работать с учебной книгой

Освоение приемов работы с учебником: работа с текстом, обращение к образцам, иллюстрациям.
Знакомство с условными обозначениями, принятыми в учебных книгах

Ориентировка в учебнике, работа с оглавлением, обращение к вопросам, заданиям, образцам, памяткам.
Последовательное выполнение нескольких заданий, объединенных в одно упражнение

Ориентировка в содержании учебника, самостоятельное знакомство с текстом, использование простейших таблиц, схем, образцов для выполнения задания и осуществления контроля

Самостоятельное обращение к вопросам и заданиям учебника; работа с приложением; составление таблиц, схем при изучении нового материала; обращение к учебнику для проверки выполненного задания

Библиотечно-библиографические умения и навыки

Знакомство со школьной библиотекой, правилами читателя.
Практическое знакомство с правилами гигиены чтения и сохранности книг. Знакомство с детской книгой по заглавию, фамилии автора и иллюстрации

Умение выбирать необходимую книгу для самостоятельного чтения и работы на уроке с учетом учебного задания, темы, жанра, автора (из экспозиции книжной выставки).
Различение основных элементов книги: переплет, корешок, страница

Свободная ориентация в книгах с учетом знакомства с фамилией автора, заглавием, иллюстрациями (на обложке, форзаце и в самой книге), титульным листом, содержанием, аннотацией, послесловием.
Проведение несложного ремонта книг

Свободная ориентация в книгах с использованием всех видов библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка, плакат, рекомендательный указатель, картотека, каталог.
Определение при мерного содержания любой книги по вспомогательным данным

Умение работать с дополнительными печатными источниками информации

Самостоятельное чтение рассматривание книг, участие в семейных чтениях: внеклассное чтение детских журналов, небольших

Знакомство с основными типами словарей, сериями детских энциклопедий для младшего школьного возраста. Умение работать со словарем

Самостоятельное обращение к словарям, справочникам, энциклопедиям в процессе выполнения учебного задания

Умение подбирать дополнительный учебный материал из нескольких источников по заданной теме

 

художественных произведений.
Умение различать книги и узнавать сюжет по иллюстрациям.
Умение работать с учебными рисунками, схемами

Внеклассное чтение детских журналов, газет, художественных и научно-познавательных книг, выбранных с учетом личных читательских возможностей по теме, рекомендованной учителем Умение выполнять учебные задания с использованием схематических рисунков, моделей, схем, таблиц

Овладение картографической грамотностью

Элементарное первоначальное знакомство с физической картой, расположением на карте Республики Беларусь, обозначением столицы

Практическое знакомство с глобусом, физической картой полушарий, картами Республики Беларусь и региона (области), обозначением на карте физических объектов

Практическое знакомство с картой растительного и животного мира, с картой звездного неба.
Усвоение элементарных правил работы с картой: умение находить и правильно показывать объекты на физической карте

Умение составлять и читать элементарный план местности.
Умение находить и правильно показывать областные центры и города, территорию и границы Республики Беларусь на физической и политико-административной карте.

Работа с аудиовизуальными источниками информации

Просмотр под руководством взрослых учебных диафильмов, фильмов.
Прослушивание грамзаписей и радиопередач.
Коллективное обсуждение полученной в ходе просмотра, прослушивания информации.
Знакомство с игровыми компьютерными программами

Формирование умения передавать основное содержание просмотренных учебных телефильмов, делать при необходимости ссылки на факты, полученные в ходе просмотра.
Знакомство с обучающими компьютерными программами

Сравнение под руководством учителя двух произведений, литературного и аудиовизуального. В чем отличие фильма от книги? Такими ли представляли себе героев литературного произведения? Знакомство с компьютерными программами, тренингами

Краткое воспроизведение содержания детской передачи.
Простейшая оценка, высказывание своего отношения к полученной информации.
Использование под руководством взрослых учебных компьютерных программ для получения новой информации и коррекции знаний

Учебно-коммуникативные умения

Умения и навыки устной речи (аудирование и говорение)

Определение на слух и правильное произношение всех звуков речи, распознавание грамматических форм и их правильное употребление.
Понимание смысла слов и выражений, их правильное употребление в речи.
Построение устных высказываний, небольшого текста на заданную тему с использованием простых распространенных предложений

Выражение относительно законченной мысли в четкой и правильной синтаксической структуре предложении.
Умение распространять простые предложения с помощью вопросов, выражать одну и ту же мысль в нескольких вариантах предложений, объяснять оттенки значений, которые при этом возникают.
Овладение приемом мысленного проговаривания: обдумывание вопросов, продумывание ответов перед их озвучиванием вслух

Осознанное восприятие и самостоятельное построение высказываний в форме повествования и описания. Умение давать развернутый устный ответ на поставленный учителем вопрос.
Умение соблюдать в соответствии с содержанием темп и ритм речи. Специальная подготовка к сообщению: продумывание, о чем следует сказать, какие слова употребить

Усвоение литературной языковой нормы, ее использование в речи.
Составление сообщений на основе использования материалов, полученных из различных источников: самостоятельно прочитанных текстов, радио и телепередач.
Мысленное продумывание хода решения задач, подготовка высказываний, их "проговаривание" перед озвучиванием.
Самостоятельное построение высказываний в форме рассуждения

Умения и навыки письменной речи

Правильное написание всех букв алфавита, расположение их на строке, соединение между собой.
Овладение умением списывать текст (2025 слов) из учебного пособия, с доски; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное проговариванием и сравнением с образцом. Умение оформлять предложения в структуре связной речи (большая буква в начале, точка в конце предложения)

Владение техникой письма, которая позволяет фиксировать свои и чужие мысли примерный темп письма к концу года:

20-25 знаков в минуту

35-40 знаков в минуту

45-50 знаков в минуту

Умение писать под диктовку тексты, включающие слова с изученными орфограммами и знаками препинания:

35-40 слов

55-60 слов

75-80 слов

Освоение основных видов письменных работ: списывание, диктант, изложение.
Восстановление деформированного текста

Освоение новых видов письменных работ: изложение, сочинение повествовательного текста

Выполнение письменных работ различных видов: составление текстаповествований, сочинение с элементами описания.
Написание дружеских писем и "деловых" бумаг объявлений, телеграмм

Умение составлять собственный текст (писать сочинение):

 а) умения, связанные с накоплением материала, его отбором и систематизацией;

Накопление материала для составления устных высказываний (во время экскурсий, прогулок; личного опыта ребенка).
Коллективное выделение смыслового центра сюжетной картинки, серии картинок

Использование для составления текстов повествовательного характера материала, накопленного в процессе наблюдений, личного опыта ребенка.
Выделение основного содержания и взаимосвязи сюжета при рассматривании серии картинок

Сбор материала для составления текстаповествования (накопление в ходе наблюдений, чтения литературы, просмотра спектаклей, телепередач, кинофильмов), использование его в соответствии с темой.
Умение при рассматривании картины подмечать детали и передавать их, используя образные средства языка

Умение отбирать из накопленного материала то, что относится к теме, существенно для ее раскрытия, и отбрасывать второстепенное, то, что не относится к теме и не отвечает замыслу.
Умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.
Коллективный анализ картины для подготовки и составления текстаописания

б) умения, связанные с составлением плана и устной подготовкой сочинения

Устное составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по впечатлениям детей после экскурсии, прогулки

Коллективное определение частей текста; постановка вопросов, подбор заголовков для каждой части, использование их для составления плана.
Продумывание содержания каждой части будущего текста.
Устное коллективное составление текста с опорой на картинный или вопросный план

Коллективное составление плана сочинения.
Самостоятельное продумывание содержания, композиции, основной мысли будущего текста.
Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т.е.
умение правильно выражать свои мысли при устном составлении текста по плану

Осмысление темы сочинения, определение ее границ. Самостоятельное определение основной мысли и средств ее выражения; выделение смысловых частей будущего текста, установление связи между ними. Составление простого плана будущего текста (из 35 пунктов).
Умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения

в) умения, связанные с созданием, письменным оформлением и редактированием текста

Запись отдельных слов, 12 самостоятельно составленных предложений, взятых из устного рассказа

Написание под руководством учителя сочинения (20-30 слов) по готовому или коллективно составленному плану, придерживаясь намеченной последовательности.
Составление текста по заданному началу или концу

Самостоятельное написание сочинения (40-50 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану

Создание текста (70-80 слов) по самостоятельно составленному плану с использованием подготовленного материала.
Совершенствование под руководством учителя написанного, редактирование текста с точки зрения его содержания, лексики, грамматики

Умение передавать содержание текста через устный пересказ и письменное изложение:

а) умение полно и качественно воспринимать авторский текст;

б) умение устно передавать содержание текста, создавать собственный текст на основе восприятия авторского (устный пересказ)

Восприятие и осмысление содержания текста в ходе слушания, чтения и коллективного анализа.
Последовательное воспроизведение содержания текста по вопросам учителя или картинному плану.
Использование отдельных предложений из текста для ответов на вопросы учителя.
Построение собственных высказываний на основе авторских

Коллективный анализ текста: определение темы, основной мысли; выделение смысловых частей текста, постановка к ним вопросов, придумывание заголовков.
Коллективное составление плана в форме вопросов или заголовков к смысловым частям текста.
Подробный пересказ повествовательного текста: удержание в памяти авторского текста, соотнесение своей мысли с авторской, отслеживание ее развития.
Выборочный пересказ отдельного эпизода, картины, отрывка (со II полугодия)

Коллективный анализ текста на этапе подготовки к пересказу: выделение особенностей текста, его строения, речевых средств, использованных для раскрытия темы, отделение главного, существенного от второстепенного.
Осмысленное составление плана пересказа: понимание его значения, умение соотносить пункты плана с соответствующими предложениями и смысловыми частями авторского текста.
Подробный пересказ по плану текста, включающего элементы описания (зарисовки природы, внешность людей, описание животных, предметов).
Краткий пересказ текста (со II полугодия).

Осуществление полного анализа текста: выделение главных (опорных) в структурном отношении предложений, слов, определение их семантики, использование как опорных примет. Самостоятельное составление плана пересказа. Точное, с использованием литературной речи и полным раскрытием темы, воспроизведение содержания текста, включающего элементы описания, рассуждения.
Овладение приемом логически верно строить высказывания: в первом предложении передавать основной смысл части, в последующих развивать мысль. Пересказ с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческим дополнением, инсценировкой

в) умение в письменной форме передавать содержание текста (писать изложение)

Запись под руководством учителя отдельных слов, предложений, использованных в устном пересказе

Запись ответов на вопросы по содержанию текста.
Составление под руководством учителя письменного пересказа текста из 3550 слов по вопросам или готовому плану из 23 пунктов (с опорой на зрительное восприятие текста)

Составление текс та: объединение предложений по смыслу и грамматически.
Написание изложений на основе текстов из 5070 слов по коллективно составленному плану из 35 пунктов, включая прочитанные или прослушанные тексты

Составление письменного пересказа (подробного, краткого, выборочного, с творческими или грамматическими заданиями) текста из 7090 слов, используя ориентиры: тему, главную мысль, опорные слова по самостоятельно составленному плану из 46 пунктов

Умение вести диалог

Умение слушать собеседника, стремиться его понять.
Умение вступить, поддержать и завершить общение, выйти из разговора, завершить беседу; проявлять инициативу в процессе общения.
Умение тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы

Умение осуществлять основные речевые функции: подтвердить, усомниться, одобрить, пообещать, согласиться, возразить, предложить, узнать, попросить и т.д.
Умение отвечать и самому задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся, использовать правила речевого этикета

Умение говорить выразительно: правильно выбирать тон, темп, интонацию, логическое ударение, рационально использовать мимику и жесты.
Умение быстро и вежливо реагировать на реплики собеседника, придерживаться темы разговора

Умение учитывать компоненты ситуации общения (с кем говорим, где и с какой целью), соблюдать нормы и правила речевого этикета. Умение аргументировано высказывать свои мысли, вести дискуссию, сопоставлять собственную и альтернативную позиции: излагать свои взгляды,

 при водить примеры, факты, сравнивать и сопоставлять

             
 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.