Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Какие направления дополнительного образования привлекают вас?
Всего 9 человек
Голосование
Как бы вы предпочли организовать летнюю занятость своих детей?
Всего 16 человек

Информация об организации образовательного процесса

Дата: 4 сентября 2018 в 11:37, Обновлено 15 января в 13:02
Автор: Кохно Н. А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования в 2019/2020 учебном году обусловлены:

обеспечением равных условий для получения общего среднего образования во всех видах учреждений общего среднего образования;

завершением перехода на обновленные учебные программы по всем учебным предметам на II ступени общего среднего образования.

В 2019/2020 учебном году учащиеся IXкласса завершают освоение обновленного содержания образовательной программы базового образования. Утверждены учебные программы по всем учебным предметам.

Независимо от вида учреждения общего среднего образования учащиеся, начавшие изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык»в V классе в истекшем учебном году, продолжают его изучение на повышенном уровне в VI классе. Учащиеся, изучавшие один или два учебных предмета на повышенном уровне в VIIIклассе, по их желанию продолжают их изучение на повышенном уровне в IXклассе.

Дополнительно выделяемые учебные часы в неделю (один или два) на изучение одного или двух учебных предметов на повышенном уровне в VIII и IXклассахиспользуются на организацию и стимулирование учебной деятельности учащихся по овладению системными знаниями, умениями оперировать ими при выполнении учебных и приближенных к реальным условиям заданиям.

Варианты примерного распределения дополнительных часов на изучение на повышенном уровне учебных предметов, виды деятельности учащихся представлены в предметных приложениях к данному инструктивно-методическому письму.

Актуальными остаются вопросы усиления межпредметных связей при изучении учебных предметов, а также воспитательного потенциала учебных занятий не только через содержание учебного материала, но и путем использования различных форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных и факультативных занятих.

Поддержанию мотивации на высоком уровне, формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей способствуют разнообразные формы активной деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая) на учебных занятиях.

К новому учебному году:

утверждены типовые учебные планы общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 44);

определена продолжительность четвертей и каникул в 2019/2020 учебном году (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 13 марта 2019 г. № 02-01-19/2147/дс «О завершении 2018/2019учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях общего среднего образования»);

определен перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов при проведении в 2019/2020 учебном году итоговой аттестации учащихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от   10 июля 2019 г. № 105);

разработаны рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами по учебным предметам IXкласса.

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 02.08.2018 № 575);

Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125;

Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (в редакции постановлений Министерства образования от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (в редакции постановлений Министерства здравоохранения от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39 (далее – Санитарные нормы иправила);

Перечень мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 (в редакции постановлений Министерства образования от 28.05.2018 № 48, от 16.10.2018 № 105);

Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 26;

Перечень документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленный в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 52;

Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, установленный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164;

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674 (в редакции приказов Министерства образования от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635);

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 28.01.2019 № 13) (далее – Правила проведения аттестации);

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов в 2019/2020 учебном году, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от   10 июля 2019 г. № 105;

Инструкция о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (в редакции постановлений Министерства образования от 01.08.2012 № 92, от 08.06.2017 № 58);

Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановлений Министерства образования от 07.10.2008 № 102, от 07.10.2011 № 269, от 22.07.2013 № 52);

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. № 15/27/23.

Комплексную информационную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал (www.adu.by).

В помощь педагогическим работникам рекомендуются следующие разделы портала:

«Нормативные правовые документы»(в разделе представлены нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь): https://adu.by/ru/uchitelyu/normativnye-pravovye-dokumenty.html;

«Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год» (в разделе представлены типовой учебный план общего среднего образования на 2019/2020учебный год; учебные программы по учебным предметам;учебные программы факультативных занятий; инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся; перечни учебных изданий для учителей и учащихся; календарно-тематическое планирование; методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами и др.):https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protses-2019-2020-uchebnyj-god.html. Раздел структурирован по названиям учебных предметов;

«Профильное обучение» (в разделе представлены актуальные материалы по вопросам организации допрофильной подготовки и профильного обучения): https://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html;

«Мероприятия» (в разделе представленаактуальная информация омероприятиях, в которых могут принять участие педагоги, руководители учреждений образования, специалисты региональных органов управления образованием, учащиеся): https://www.adu.by/ru/uchitelyu/meropriyatiya-seminary-konferentsii-konkursy-i-dr.html;

«Педагогическая мастерская» (в разделе представлены статьи, сценарии мероприятий, конспекты уроков, видеоуроки учителей по разным учебным предметами другие материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников):https://www.adu.by/ru/uchitelyu/pedmasterskaya.html;

«Электронное обучение» (в разделе представлены электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) для дошкольного, общего среднего, специального образования:http://e-vedy.adu.by;

«Дистанционный всеобуч для учителя»:http://e-asveta.adu.by;интернет-ресурс по сопровождению интернет-олимпиад, турниров и конкурсов по учебным предметам:http://olimp.adu.by;

«Электронная библиотека» (в разделе представлены электронные версии учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования, электронные средства обучения, электронные приложения к учебникам): https://adu.by/ru/homepage/elektronnaya-biblioteka.html

«Новые учебные программы» (в разделе представлены обновленные учебные программы для учреждений общего среднего образования): https://www.adu.by/ru/uchitelyu/novye-uchebnye-programma2.html;

«Новые учебники: изучаем, обсуждаем» (в разделе размещены новые учебные пособия для учреждений общего среднего образования, разработанные авторскими коллективами – победителями конкурса на создание учебных пособий): https://www.adu.by/ru/uchitelyu/novye-uchebniki2.html. С предложениями и замечаниями по содержанию обновленных учебных программ и новых учебных пособий можно обращаться на инфолинию портала;

«Организация воспитания» (в разделе размещены нормативные правовые акты, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания): https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protses-2019-2020-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya.html.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

Типовые учебные планы длявсех видов учреждений общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29 апреля 2019 г. № 44«Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі» (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/tipovye-uchebnye-plany/index.php; www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования на 2019/2020 учебный год).

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале (https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы).

Обращаем внимание, что распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также перераспределять в пределах 2–3 часов количество учебных часов между отдельными темами, использовать по своему усмотрению резервное время.

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов изложены в приложениях 1–21к данному письму.

Учебные издания

В 2019/2020 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале (www.adu.by /Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Перечень учебных изданий. 2019/2020 учебный год), а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2019 г., № 10).

На национальном образовательном портале в разделе «Электронные версии учебников» (http://e-padruchnik.adu.by)размещены электронные версии всех учебных изданий, которые используются в образовательном процессе.

Дополнительные материалы по новым темам, которые разработаны в соответствии с обновленными учебными программами, но не представлены в учебных пособиях по учебным предметам, размещаются на портале: https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I-IV, V-XI классы.

До поступления новых учебных пособий, издаваемых в сентябре–декабре 2019 года, необходимо использовать ранее действовавшие учебные пособия с учетом рекомендаций, размещенных на национальном образовательном портале. Кроме того, на национальном образовательном портале размещены материалы новых учебных пособий (https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

Подробная информация об учебно-методическом обеспечении всех учебных предметов в I–XI классах размещена на национальном образовательном портале (https://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I-IV, V-XI классы).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.